20 мая во всем мире отмечается День пчёл. Пчеловодство в нашей стране всегда было делом почетным и интересным. И маленькие полосатые насекомые привлекали не только зоологов. Известный химик Александр Михайлович Бутлеров познакомился с ними совершенно случайно, а затем уже не мог представить свою жизнь без пчел. Как же это случилось? Узнаете в нашей статье.
Еще с раннего детства Александр Михайлович любил природу и труд. Его отец, Михаил Васильевич, приучил сына к работе в поле и саду, к охоте и стрельбе, плаванию и езде верхом. Вместе с сыном он занимался ремеслами, ухаживал за деревьями в саду и возился на пчельнике.
Ежегодно с мая по сентябрь ученый жил в своем имении Бутлеровка, где внедрял передовые приемы агротехники и технические новшества. Он мог часами проводить в поле, испытывая трехлемешную сеялку Гузьера или дисковую борону Рандаля, а затем работать за токарным станком или у слесарного верстака, доводя до совершенства какое-либо орудие. Бутлеровка служила своеобразной школой передового опыта для соседних помещиков. Здесь была построена изумительная по красоте и удобству ажурная оранжерея, посмотреть на которую съезжались со всей округи. Кстати, статью Александра Михайловича «О культуре камелии» опубликовали в парижском журнале «Revue horticole», а на заседании Вольного экономического общества он сделал великолепный доклад «О персиковых шпалерах».
Важным событием в жизни Александра Михайловича стал визит его друга, профессора зоологии Николая Петровича Вагнера летом 1860 г. в его имение. Вагнер задумал обширный труд по анатомии пчел и по его просьбе Бутлеров устроил в своем доме стеклянный улей, по модели, предложенной казанским пчеловодом Клыковским. Знакомство с пчелами стало для Александра Михайловича настоящим открытием. Загадочный мир медоносных пчел настолько увлек Бутлерова, что уже в 1861 г. в его имении стало еще больше колод с пчелами, чем было ранее. Николай Петрович, в своих воспоминаниях об Александре Михайловиче описывает этот эпизод и пишет, что «в виду той значительной и несомненной пользы, которую принёс Александр Михайлович русскому пчеловодству, я имею право гордиться тем, что я первый привлёк его к занятию этим предметом».
На протяжении десяти лет Александр Михайлович кропотливо и доходчиво знакомился с отечественной и зарубежной литературой о пчеловодстве. И хоть пчелы не приносили Бутлерову никакого дохода, их разведения и изучения показали ему важность и значимость этого занятия.
В своих заграничных поездках он не упускал момента познакомиться с зарубежным опытом разведения пчел и методами, которыми пользовались местные пчеловоды. За границей пчеловодная литература как периодическая, так и непериодическая имелась в довольно большом количестве; пчеловоды были объединены в товарищества и общества, насчитывающие тысячами своих членов. Понимая важность пчеловодства для России, и видя, что оно идет к упадку, в виду застоя в методах работы и технологиях, Бутлеров решился помочь своим соотечественникам.
25 ноября 1871 г. Александр Михайлович на заседании Вольного экономического общества сделал доклад «О мерах к распространению рационального пчеловодства», который стал отправной точкой для становления Бутлерова как признанного пчеловода. После выступления Бутлерова избрали почетным членом Общества, «не платящим» взносы. В этом же году Бутлеров опубликовал небольшую книгу «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства». Читателями книга была принята восторженно. Она выдержала несколько изданий.
Несмотря на свои успехи, Бутлеров очень скромно отзывался о себе как о пчеловоде: «Говорят, люди все умнее становятся, и надо бы полагать, что и у нас, на Руси, с тех пор много умения прибыло. Правда это или нет, не знаю, но только по пчеловодному делу у нас ума еще маловато и немногие в нем настоящий толк смыслят. У иного, глядишь, с весны пчелы с полного медового гнезда слетели, у другого улей понемногу изводится, хоть матка в нем есть, а хозяин только головой покачивает да руками разводит… Сам я учился не по одним книгам только, а и около пчел, возился с ними немало, своими руками на пчельнике и поневоле хорошо познакомился и с пчелами, и с их жалом…».
Пасека в Бутлеровке стала одним из интереснейших пчеловодных хозяйств России. Александр Михайлович поставил ульи в виде шестигранника. По соседству располагались украшенный затейливой резьбой омшаник и оригинальные весы, позволявшие без особых хлопот следить за заполнением ульев. Для Александра Михайловича пчеловодство стало не только еще одним проявлением его гениального ума, но и занятием духовным.
Отделение пчеловодства при Вольном экономическом обществе Бутлеров возглавлял до конца жизни. В пчеловодстве он видел не только экономически выгодное направление сельскохозяйственного производства, но и увлекательное творческое занятие, развивающее у людей научный подход к делу, а также эффективное педагогическое средство, способствующее воспитанию «аккуратности, терпения, догадливости, сметливости».
Александр Михайлович, не менее одного вечера в неделю уделял заседанию пчеловодной комиссии, вел переписку с пчеловодами всей России, хлопотал в министерстве об учреждении и усовершенствовании пчеловодных школ, о разрешении отправки пчел почтовыми посылками, по железным дорогам, на пароходах, о мерах борьбы с фальсификацией воска и т. д.
История любви к пчеловодству Александра Михайловича – это прекрасный пример, когда случай может привести к небывалым исследованиям и результатам и что даже выдающимся специалистам всегда нужно быть открытыми к новым знаниям и познавать наш мир во всех его проявлениях.
Автор: А.И. Казаков