Когда мы говорим о войне, то вспоминаем участников Великой Отечественной войны, о многомиллионных жертвах, героях, об ожесточенных боях, о городах, которые были захвачены немцами. Были и другие города, куда не ступала нога врага, но здесь также ковалась Победа. Эти города обеспечивали надежный тыл. Среди них – Казань. Сюда в годы войны были эвакуированы институты Академия наук СССР, это 33 учреждения и почти 2000 тысячи научных сотрудников различных институтов, которые работали над созданием новых более совершенных средств нападения и защиты, разрабатывали новые виды боеприпасов, топлива, новые образцы автоматического оружия и т.д.
Одним, из основоположников самолетостроения был чл.- корреспондент АН СССР Николай Гурьевич Четаев, руководитель отдела общей механики Института механики АН СССР, доктор механико-математических наук, профессор Казанского университета, создавший аэродинамическое отделение, на базе которого в начале 1932 г. был основан Казанский авиационный институт. Николай Гурьевич занимался принципиальными и сложными вопросами теории устойчивости движения, аналитической динамики, математической физики, теории дифференциальных уравнений. Открытия советских ученых в области аэродинамики, автоматики и механики без которых невозможно самолетостроение, определили высокий уровень развития авиационной науки в годы войны. На казанских авиационных заводах были созданы превосходные истребители А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, бомбардировщики А.Н. Туполева, Н.Н. Поликарпова и В.М. Петлякова. Только один Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова в годы Великой Отечественной войны для фронта выпускал пикирующие бомбардировщики Пе-2 и дальние бомбардировщики Пе-8. Каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолетов Пе-2. За годы войны их было выпущено более 10 тысяч. Пе-2 стал основным бомбардировщиком отечественных Военно-воздушных сил.
Ученые, работавшие в Казани, своевременно решали важные проблемы аэродинамики, которые позволили авиаконструкторам значительно увеличить скорость самолетов. Работы академика С.А. Христианович имели большое значение для решения проблем прочности самолета, позволяли точно учитывать влияние сжимаемости воздуха при обтекании самолета при переходе к полету на больших скоростях и этим помогли выбрать наилучшую форму крыла, обеспечивавшую наименьшее лобовое сопротивление. Для развития скоростной авиации большое значение имели исследования академика Н.Е. Кочина. Он впервые дал практическое решение задач «теории круглого крыла», что позволило рассчитывать силы, действующие на крыло и обтекающие его потоки. Член-корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев нашел критерий, позволяющий определить наличие и отсутствие критических скоростей, дал в руки авиаконструкторов метод расчета устойчивости самолета при движении его по земле. Научно-исследовательские испытания с научными целями в аэродинамической трубе, созданной Н.Г. Четаевым, начали проводиться еще в 1937 году. Это была лучшая в то время аэродинамическая труба. Она позволяла проводить испытания моделей в условиях, аналогичных естественному полету. Работы, выполняемые в лаборатории во время Великой Отечественной войны, имели огромное оборонное значение. В годы войны она была единственной лабораторией в СССР, где проводились необходимые испытания и эксперименты в области самолетостроения. По заданию Главного артиллерийского управления Николаем Гурьевичем были выполнены сложнейшие математические работы. Так он решил математическую задачу по определению крутизны нарезки стволов орудий, чтобы наилучшим образом обеспечить кучность боя, непереворачиваемость снарядов при полете, а также впервые решил задачу об устойчивости движения снаряда с полостями, полностью заполненными жидкостью.
Крупнейший ученый, Н.Г. Четаев был человеком чутким, отзывчивым и доброжелательным к людям. В нем глубоко были развиты чувство чести и внутреннего достоинства и исключительная скромность. Он был горячим патриотом, страстно любившим нашу Родину.
Деятельность Н.Г. Четаева была высоко оценена правительством. В 1940 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Татарской АССР»; в 1943 г. избран чл.-корреспондентом Академии наук СССР; в 1945 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени; в 1953 г. – орденом Ленина. В 1960 г. за цикл работ по аналитической механике и теории устойчивости движения Н.Г. Четаев посмертно удостоен Ленинской премии.
В Казани одна из улиц нашего города носит имя этого выдающегося ученого.
Классические работы Н.Г. Четаева навсегда вошли в сокровищницу науки и будут служить богатым источником новых мыслей для последующих поколений ученых.
Автор: Хабибулина М.Г.