Властители умов: кого читали Казанские студенты в XIX в. Ч.2.

Мы продолжаем рассказывать о том, кого читали казанские студенты в XIX в. на очереди отечественные литераторы.

Расколовший общество В.Г. Белинский

Над Белинским мы просиживали по целым часам, увлекаясь преимущественно философской частью его сочинений. Споры и препирательства были бесконечные. […] Понимания было мало, но желание понять страшное.

Лаврский К.В. Из воспоминаний Казанского студента.

Интересно, что собственно философских эссе у литературного критика В.Г. Белинского фактически не было. Но он славился тем, что анализируя даже откровенно слабую и скучную книгу, мог в итоге написать огромную статью с пространными размышлениями на различные темы.

И, конечно, все ждали его критической оценки главных литераторов настоящего и классиков прошлого. Белинский был язвительным и жестким автором. А его спор с К.С. Аксаковым (сыном выпускника казанского университета С.Т. Аксакова) привёл к одному из важнейших расколов в русском обществе.

Два знаменитых критика в 1842 г. анализировали поэму «Мёртвые души». Белинский высмеял позицию Аксакова, тот резко ответил. В конечном итоге, по мнению ряда авторов, этот конфликт расколол читающую публику на «славянофилов» и «западников», спор которых не завершён и сегодня.

 

Запрещённый Н.А. Некрасов.

 На сходке  по случаю смерти Некрасова читались его неизданные запрещённые стихотворения, произносились речи, обсуждались петиции о свободе печати.

Флёрин Н.Ф. Быт студентов Казанского университета в 70-х гг.

 Современному читателю сложно представить, как работала дореволюционная цензура в России. Запрету подвергались не только очевидно вредные, по мнению цензора произведения, призывающие к насилию или оскорбляющие монархию, но и потенциально вредные, которые, имеют некоторый шанс вызвать у читателя неправильный ход мыслей или слишком интенсивные эмоции. А ещё цензоры в XIX в. не только запрещали и требовали от авторов внесения правок, но и сами брались за перо: вырезали из текста куски и заменяли одни слова на другие (даже поэзии!).

Николай Алексеевич Некрасов всю свою литературную жизнь страдал от нападок со стороны цензуры. Уже за первый сборник стихотворений автору угрожали тюрьмой.

Иногда отчаянные редакторы журналов (например, «Современника») позволяли себе опубликовать «порезанный» цензором текст в оригинальном виде. Это был большой риск. Сегодня нам известно, что в некоторые годы не только публиковать, но даже обсуждать творчество поэта в столичных журналах было запрещено. А некоторые стихи Некрасова официально напечатали лишь спустя 50-60 лет после написания.

И, тем не менее, люди читали Н.А. Некрасова, знали его тексты и обсуждали их. Всё дело в тематике. Значительная часть творчества писателя была посвящена крестьянскому вопросу. А его обсуждение шло не только в Санкт-Петербурге, но и в губернских городах, вроде Казани.

Вот, например, один из текстов, жёстко раскритикованных цензорами, который мог попасть в Казань через рукописные копии:

Колыбельная (подражание Лермонтову)

Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки —
Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По губернии раздался
Всем отрадный клик:
Твой отец под суд попался —
Явных тьма улик.
Но отец твой — плут известный —
Знает роль свою.
Спи, пострел, покуда честный!
Баюшки-баю.

Подрастешь — и мир крещеный
Скоро сам поймешь,
Купишь фрак темно-зеленый
И перо возьмешь.
Скажешь: «Я благонамерен,
За добро стою!»
Спи — твой путь грядущий верен!
Баюшки-баю.

Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выду —
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою…
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.

Тих и кроток, как овечка,
И крепонек лбом,
До хорошего местечка
Доползешь ужом —
И охулки не положишь
На руку свою.
Спи, покуда красть не можешь!
Баюшки-баю.

Купишь дом многоэтажный,
Схватишь крупный чин
И вдруг станешь барин важный,
Русский дворянин.
Заживешь — и мирно, ясно
Кончишь жизнь свою…
Спи, чиновник мой прекрасный!

        Баюшки-баю.

В следующей статье нашего небольшого цикла мы расскажем про по-настоящему опасную литературу, которой зачитывались студенты университета. Следите за обновлениями.

 

Автор статьи: Ротов Иван

Предыдущая новостьСледующая новость