Сегодня никого не удивит, что студенты одного направления, факультета или института собираются после учебы и обсуждают занятия, новости или просто общаются. А между тем 160 лет назад такие собрания могли изрядно взволновать университетскую администрацию и даже полицию. Сегодня в нашей заметке мы расскажем вам об объединениях студентов 1860-х гг., объекте пристального внимания руководства университета и полиции.
Во все времена студенты съезжались в университеты из разных регионов. Казанский университет, как самый восточный университет страны до 1878 г., стал местом учебы выходцев с Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа и Дальнего Востока. Молодые люди приезжали в незнакомый им город и поначалу были одиноки. Было и такое: некоторых студентов ссылали в Казань в качестве наказания за их незаконную деятельность. Наилучшим решением проблемы одиночества для студентов из разных городов и регионов, с различными политическими взглядами и интересами стала организация студенческих групп.
В 1860-е гг. популярной формой объединения студентов в Казанском университете были землячества и кружки. Землячества представляли собой группы студентов, объединенных по месту их рождения. Такие союзы играли в университете роль института социальной адаптации. Старшие товарищи знакомили первокурсников с ритуалами и негласными правилами, существовавшими в вузе. Студенческие землячества создавались также для оказания взаимной материальной помощи в виде кассы взаимовыручки и культурного развития студентов. Землячества позволяли студентам организовывать «студенческие семьи» – товарищества студентов, совместно снимающих жилье. Такая кооперация была финансово выгодна, но не всегда благоприятно сказывалась на учебе студентов. В одном из донесений III Отделения за 1857 г. упоминается квартира трех студентов-саратовцев, которую они сами называли «колонией головастиков». В квартире проходили посиделки, по время которых «молодые люди обсуждали политические вопросы, распивали спиртное и ругали умершего императора и всё правительственное».
Чаще всего землячества собирались на регулярной основе. Местом проведения собраний были квартиры наиболее активных или же состоятельных членов землячеств. Очень редко подобные собрания проходили в питейных заведениях или общественных местах.
Одно из землячеств Казанского университета описывает в своих воспоминаниях русский историк, выпускник и профессор Казанского университета Дмитрий Александрович Корсаков. Он писал, что «первая мысль о таких кружках, сколько мне помнится, возникла у сибиряков». Корсаков вспоминает, что официально землячества не разрешались, но на заре своего появления не преследовались. «Во всех этих студенческих учреждениях политический элемент совершенно отсутствовал, а было только широко развито товарищеское общение и преследовалась благая мысль о расширении сведений и о большем умственном саморазвитии».
Действительно, землячества до 1870-х гг. оставались преимущественно аполитичными объединениями. Центром протестного духа были студенческие кружки.
Казань накануне реформы 1861 г. была одним из революционных центров страны. Революционно-демократическое движение выросло прежде всего из общественно-политической борьбы разночинной студенческой молодежи. Казанский университет выделялся своим демократическим составом учащихся. В 1857-1860 гг. студенты-разночинцы составляли до 70 процентов от общего числа учащихся. Разночинцы, живя в тяжелых условиях, хорошо знали нужды простого народа и горячо сочувствовали ему. Желание общественных перемен и справедливости побуждали студентов создавать кружки, объединенные по политическим взглядам.
Кружок был менее многочисленной формой объединения, нежели землячества, и более скрытной. Студенты собирались, как и в случае с землячествами, после занятий. Они тайно передавали друг другу запрещенную цензурой литературу, переписывали её и распространяли среди других студентов. Встречи проводили на квартирах или в «скитах» – дешевых доходных домах, где студенты снимали комнаты.
Осенью 1860 г. в стенах Казанского университета сформировался один из первых революционных кружков. Кружок назывался «Библиотека казанских студентов» и был тесно связан с именем историка Афанасия Прокопьевича Щапова. Щапов был избран профессором кафедры русской истории Казанского университета в сентябре 1860 г. Войдя в кружок, он стал его идейным руководителем. Щапов написал программу кружка, которую предполагалось опубликовать в журнале революционного направления. Но из-за репрессий полиции журнал не удалось издать, и программа не была опубликована.
В 1861 г. студенты кружка выступили против расстрела крестьян –участников протеста против крестьянской реформы в с. Бездна (ныне с. Антоновка Спасского района Татарстана). Студентами была организована панихида-демонстрация на Куртинском (ныне Арском) кладбище в Казани, где с антиправительственной речью выступил Щапов. За это он был арестован, а членов кружка преследовали власти.
Тем не менее, большинство кружков в 1860-е гг. ограничивались лишь изучением запрещенных книг. По своей сути они были «полулегальными». Например, историко-филологический кружок был организован группой студентов, которые читали вместе запрещенную литературу и обсуждали её. У кружка была своя большая библиотека, состоявшая из книг научного и беллетристического содержания. Официального разрешения собираться у членов кружка не было, но и опасности, с точки зрения полиции, они не представляли. Именно поэтому их встречи и были «полулегальными».
Возникновение культуры объединения в землячества и кружки в 1860-е гг. стало важной вехой в истории Казанского университета. Уже в следующем десятилетии, в 1870-е гг., эти объединения стали не только способом общения для студентов-единомышленников, но и теми образованиями, которые сделали студенчество силой, с которой в будущем стали считаться. Но об этом мы расскажем вам уже в следующих наших заметках.
Автор А.И. Казаков