В ХХ в. наша страна и Казанский университет кардинально изменились. Менялись порядки, мысли, сам образ жизни. Появлялись новые идеалы и стремления. Но как сильно это отразилось на внерабочем времени? Сегодня, продолжая наш рассказ об отдыхе профессоров Казанского университета, мы постараемся ответить на этот вопрос.
Начиная с 1920-х гг. внеучебная жизнь профессоров университета стала вливаться в развлекательную систему, которую выстраивало государство. Появлялись клубы, парки отдыха, кинотеатры, дворцы культуры. Новому поколению студентов такое разнообразие и доступность были только в радость, а вот профессора не могли сразу же «принять» новшества. Для них прежние увлечения и формы отдыха (коллекционирование, театр, поездки на дачу, заграницу) оставались приоритетными и любимыми, но преподаватели приобщались и к новым развлечениям.
В этом переплетении «нового» и «старого» и была специфика досуга профессоров Казанского университета в ХХ в.
Так например, Александр Николаевич Миславский, профессор медицинского факультета КГУ, а затем зав.кафедрой гистологии КГМУ, любил проводить свой отпуск в небольших круизах по Волге. Такие путешествия были популярны до революции и Александр Николаевич своим привычкам не изменял. Как вспоминает его ученик Э. Г. Улумбеков: «Александр Николаевич лето проводил на волжских пароходах, – для казанцев это обычно была поездка до Астрахани и обратно. Несколько раз Юрий Ипполитович Забусов сопровождал старого профессора. Помню его живописный рассказ о том, как высокий и худой Александр Николаевич, водрузив на плечо на рыбном или татарском базарах в Астрахани несколько вязанок визиги, приносил их на пароход, – будут зимой в доме профессора настоящие рыбные пироги!».
Но самой «профессорской» формой отдыха все же оставались дачи. Именно у себя на даче многие профессора могли в тишине посвятить себя научным занятием, проводить время с родными. Землю для дачи многие получали за выслугу, покупали и строили сами. А после Великой Отечественной войны дачи выдавали как льготы тем, кто прошел боевой путь и получил ранения. В основном для дачных участков выбирали ближайшие к Казани районы: Аракчино, Займище, Красная горка, Матюшино и др. У профессора Казанского университета, известного историка Григория Наумовича Вульфсона была дача в Васильево, которую он очень любил. Его коллега историк, профессор Казанского университета Иван Михайлович Ионенко частенько на своей даче сажал деревья, что-то мастерил, рыбачил, отдыхал на природе. Но на своих дачах профессора не отгораживались от студентов и аспирантов. Петр Серафимович Кабытов, ученик Ивана Михайловича, в своей автобиографии пишет, что Иван Михайлович приютил его на своей даче, понимая финансовые трудности аспиранта.
В 1950-е и 1960-е гг. ореол дач профессоров расширился. После открытия спортивно-оздоровительного лагеря Казанского университета на Атаманском Кордоне, профессора строили свои домики вокруг него.
Новым способом проведения досуга были туристические путевки от общественных организаций университета. Профессора получили возможность посещать курорты и санатории очень дешево, а иногда и бесплатно.
Во время досуга играли в карты, шахматы и домино. При этом карточные игры профессорами признавались только «аристократические» — покер, вист, преферанс. Шахматы позволяли не только оттачивать свой ум, но и проводить совместное время с коллегами и аспирантами.
Огромное место в жизни профессоров занимала музыка и живопись. Они были и хобби, и способом самовыражения. Известный химик Александр Ерминингельдович Арбузов обожал играть на скрипке. В 1925 г. Арбузов создал в Казани струнный квартет из ученых-любителей и исполнял вторую скрипку. Пюпитр, смычок и ноты А.Е. Арбузова хранятся сегодня в экспозиции Музея истории Казанского университета. Физик Евгений Константинович Завойский увлекался абстрактной живописью. По признанию Завойского в своих работах старался изобразить величие природы, мимолетное настроение, показать связь уходящего и рождающегося.
Зимой сотрудники университета ходили на лыжах, катались на коньках. В 1960-е гг. зародилась традиция «кухонных посиделок». Приходя в гости, профессора собирались на тесных кухнях, где рождались новые гипотезы, спорили о политике, рассказывали анекдоты и пели песни.
Университетские профессора ХХ в. любили кино, выступления поэтов, студенческих театров, но и как их предшественники ходили в классические театры, оперы, отдыхали на природе и дачах. Университетские сотрудники совмещали в своем отдыхе, как новое, так и старое. Они отходили от привычных норм и формальностей, выделяясь и оставаясь особой прослойкой общества.
Автор: Казаков А.И.