«Жить, думаю, не для себя только, но и для других и не для своих только, не для одного семейства, но для общества (своего) и для человечества – жить честно, не забывать, пожалуй, себя и для других сделать то, что сделать в состоянии!»
А.М. Бутлеров
Выдающийся химик, основатель теории химического строения органических соединений – А.М. Бутлеров всем известен как ученый, заложивший фундамент в развитие современной химической науки. Но не все знают, что он много сил отдал на развитие промышленности и отраслей народного хозяйства в Российской империи.
В июне 1857 г. молодой ординарный профессор Казанского императорского университета А.М. Бутлеров «с высочайшего соизволения был командирован с ученой целью в Германию, Швейцарию, Италию, Францию и Англию на один год».
В июле он вместе с женой Надеждой Михайловной выехал из Казани. Поездка за границу была самым важным этапом в жизни Александра Михайловича, потому что помимо встреч с видными европейскими учёными и знакомства с работой европейских лабораторий, он знакомился с технологическими новшествами на фабриках и заводах.
В это время в дневнике он оставил следующую запись:
«На вопрос, что здесь делать (за границей), отвечаю, согласно моему взгляду на жизнь – наблюдать и думать! Видеть и сделать то, что для себя полезно, улучшиться, научиться, развиваться и всю эту прибыль привести домой, чтоб поделиться с другими!».
Так, будучи в Германии А.М. Бутлеров осматривал химический завод Марквардта, «производивший в большом количестве довольно много редких химических веществ», был и в Берлине в лаборатории Мичерлиха, где «познакомился в первый раз с употреблением газа и с приложением этого средства к элементарным органическим анализам (сожиганию)», побывал и в Париже, где учился технологии получения светильного газа.
В декабре 1857 г. Александр Михайлович пишет:
«На деле узнал я лабораторное применение газа. Обратил особое внимание на употребление его при посредстве снаряда, устроенного Вюрцем, как нагревающего средства при органических анализах, вполне убедился в доставляемых газом удобств», – и далее он же добавляет – «стоит заметить сожигание газа в смеси с кислородом, дающее температуру, достаточную для плавления платины разом, употребление газового плотного угля как горючего материала и известную lamp-fore, где горит смесь скипидара с воздухом».
В Мюнхене А.М. Бутлеров посетил профессора Петтенкоффера, который впервые стал получать газ в больших объёмах из дерева – материала, которым богата Казань. И осмотрел его небольшой газовый завод, устроенный по его системе и снабжающий газом строения железной дороги.
Впечатлённый увиденным от научной поездки А.М. Бутлеров привозит в Казань в июле 1858 года новые мысли, идеи и методы работы, в том числе и желание организовать на территории химической лаборатории Казанского университета заводик по производству светильного газа.
В марте 1859 г. А.М. Бутлеров вместе адъюнктом физики И.А. Больцани обратился в физико-математический факультет с просьбой об отпуске средств на устройство газового аппарата:
«Знакомство с заграничными лабораториями привело нас к убеждению в значительности удобств и выгод, доставляемых употреблением газового пламени, как нагревающего средства… Что же касается пользы и выгод освещения газом, то они достаточно доказываются повседневным применением его для этой цели. Там, где нет надобности в проведении длинных труб и, где газ мог бы служить для освещения, особенно при чтении публичных лекций, для оптических опытов и для нагревания при различных работах. Все это давно заставило нас желать устроить в здании физического кабинета и химической лаборатории небольшой газовый аппарат, который мы предполагали бы поместить в одной из комнат подвального этажа. По сделанному нами ныне расчету, такой аппарат со всем устройством будет стоить до 500 руб. с[еребром], и так как заведомые нами заведения, по ограниченности средств, не в состоянии сделать подобной издержки, то мы имеем честь покорнейше просить физико-математический факультет ходатайствовать об ассигновании, из свободных сумм университета, пятисот рублей на устройство газового аппарата физического кабинета и химической лаборатории».
Такой газовый заводик был установлен и открыт в университете конце 1860 года. Газ поставлялся в физический и химический кабинет. Этому предшествовала большая просветительская работа Бутлерова по распространению сведений о технологии получения газа для освещения помещений. Он прочитал несколько бесплатных публичных лекций на эту тему для всех желающих: «… предметом для публичного чтения избраны мною способы воспламенения».
«История газового завода лаборатории весьма поучительна, – вспоминал позднее В.В. Марковников – служа наглядным примером, того как маленькая и бедная лаборатория боролась с неблагоприятными условиями отдалённого провинциального города, пользовавшегося удобными сообщениями лишь в течение летнего времени – пароходами. Газовый завод на моих глазах, т.е в течение десяти лет перестраивался три раза. За отсутствием в Казани техников, пришлось устраивать все самим. Но нужны были мастера. Их тоже в Казани не оказалось. Наконец, нашли одного слесаря немца, который взялся сделать по данным ему чертежам лекало для отливки чугунной реторты, поставить все на место и провести газ по лаборатории. Первый аппарат был устроен по чертежу из технологии Knapp̕ a и газ приготовляли из рыбьего жира. Печь с ретортой помещалась под входом в лабораторию, в 200 куб.ф., (1 фут – около 28,3169 литров) под шинельной комнатой». И действительно, мощности работы газового завода Казанского Императорского университета увеличились за этот промежуток времени настолько, что газ для освещения, подавался даже в главное здание, и что важно, изменилось само сырьё из которого получали газ.
Почин А.М. Бутлерова послужил толчком для благоустройства нашего города и развития газовой промышленности в Казанском крае. В декабре 1872 года в Городскую думу поступило прошение статского советника Сергея Дмитриевича Башмакова. Он предложил проект создания газового освещения в Казани. Самому Сергею Дмитриевичу не удалось реализовать этот проект, поскольку он скоропостижно скончался, но работа по установке газового освещения была запущена и 23 апреля 1873 года Городская дума решила приступить к его реализации, а 1874 году был введён в эксплуатацию газовый завод в Казани – первое городское предприятие в России, использовавшее в больших объёмах нефтяные остатки.
Таким образом, все началось с маленькой химической лаборатории Казанского университета.
Автор: Л.И. Алтынова.