С.В. Лебедев: точки соприкосновения с Казанской химической школой

История иногда делает удивительные зигзаги и повороты. Казалось бы, какое отношение имеет выдающийся русский, советский химик, выпускник Санкт-Петербургского университета Сергей Васильевич Лебедев к нашему городу и университету, но связь, тем не менее, прослеживается. В Казани есть улица, носящая его имя.

С.А. Лебедев: точки соприкосновения с Казанской химической школой, изображение №1
Сергей Васильевич Лебедев родился в польском городе Люблино 25 июля 1874 г. (в это время Польша входила в состав Российской империи). Отец был преподавателем русской словесности, а в 32 года стал священником. Семья жила в церковном доме. Когда Сергею шел девятый год, его отец умер от чахотки, поэтому после смерти отца он был отправлен в Варшаву к бабушке с дедушкой, где в 1885 г. поступил в 1-й класс Варшавской гимназии. Здесь, в гимназии и произошло маленькое чудо, в которое он окунётся всем своим существом – Серёжа Лебедев подружился с сыном русского химика, выпускника Казанского Императорского университета Е.Е. Вагнера – Егором (впоследствии тоже выпускником Казанского университета) и часто бывал у них дома. Тогда-то он и увлекся наукой о превращении веществ – химией и определился с профессией.

Свою дальнейшую учебу увлеченный химией Сергей Лебедев продолжил в Санкт-Петербургском университете, где его учителем был химик-органик А.Е. Фаворский – петербургский ученик А.М. Бутлерова, в этом и видна связь времен и поколений с Казанским университетом и школой казанских химиков.

Он оказался во власти удивительной науки, отдаваясь ей без остатка. В тоже время, его свободолюбивая натура, а также все возрастающая политическая активность общественной жизни на рубеже ХІХ-ХХ вв. привели Лебедева к участию в забастовках и сходках. За участие в одной из демонстраций он был арестован и посажен в пересыльную тюрьму. Через три дня его освободили с подпиской о немедленном выезде из Петербурга. Несмотря на все превратности судьбы, Сергей Лебедев блестяще окончил Санкт-Петербургский университет в 1900 г. и получил диплом первой степени. Однако, на кафедре ему не разрешили оставаться как «неблагонадёжному», поэтому он был вынужден некоторое время работать лаборантом на мыловаренном заводе, пока не нашел место в комиссии по исследованию рельсовой стали при Институте инженеров путей сообщения.

С.А. Лебедев: точки соприкосновения с Казанской химической школой, изображение №2

Спустя два года в 1902 г. Сергею Васильевичу как талантливому химику поступило предложение вернуться в Санкт-Петербургский университет, где по совету своего учителя А.Е. Фаворского он начал проведение работ по полимеризации непредельных органических соединений.

В 1904–1905 гг. его научная деятельность была прервана. Он был призван на военную службу в армию. По окончании службы Лебедев едет в Париж для работы в университете Сорбонны у профессора Виктора Анри. По возвращению в Петербургский университет, в 1906 г. и на протяжении 10 лет Сергей Васильевич занимается исследованием процессов полимеризации ненасыщенных углеводородов. С 1915 до 1922 гг. в Женском педагогическом институте он читал органическую химию.

Основные работы Лебедева посвящены полимеризационным процессам. Первый свой доклад на заседании Русского химического общества он сделал уже в 1908 г. и рассмотрел в нем скорости полимеризации эфиров акриловой кислоты. Впервые нечто похожее на каучук в 1909 г. Лебедев синтезировал из дивинила. Правда, работа длилась долго, и в итоге получилось всего 19 граммов вещества. Представив образец на заседании Русского химического общества, и выслушав поздравления коллег, он сказал: «Видите, два года работы – и лишь полчаса результатов. Такова жизнь химика: за каждым словом – годы труда. Но зато в этом наша сила».

До этого были известны только синтетические каучуки из изопрена и диизопропенила – труднодоступных высших гомологов дивинила. В последующие годы он провёл полимеризацию диолефиновых углеводородов иных типов и установил ряд положений, признанных теперь законами термополимеризации диолефиновых углеводородов. Итоги напряжённых четырёхлетних трудов подведены им в монографии «Исследования в области полимеризации диолефиновых углеводородов», опубликованной в 1912 г. Эту работу он защитил в 1913 г. как магистерскую диссертацию, а в 1914 г. Российская Академия наук присудила ему за работу большую премию И.Д. Толстого и почётную золотую медаль.

В 1909 г. синтетический каучук был изучен также и в Германии Ф. Гофманом. Германская химическая промышленность была заинтересована в разработках по получению синтетического каучука. В 1912 г. на съезде по прикладной химии демонстрировались автомобильные шины из синтетического каучука, изготовленные в Германии. Мировая война и блокада 1914-1918 гг. вынудили немцев ещё более детально подойти к неразработанному методу и развить его до крупного заводского масштаба. Однако, в Германии, в связи с низкими ценами в мире на плантационный каучук, дальнейшее развитие производства синтетического каучука было прекращено, т.к. требовало больших затрат.

В противоположность Гофману С.В. Лебедев считал, что решать проблему синтетического каучука следует не путём попыток синтезировать продукт, тождественный по структуре природному каучуку, а изготовлением каучука, годного для превращения в хорошую резину, из простейшего углеводорода ряда дивинила – самого дивинила. Мыслительная деятельность Сергея Васильевича была настолько глубокой, что на концертах или выставках он записывал неожиданно пришедшие на ум формулы прямо на афишках, если под рукой не оказывалось записной книжки. Сергей Васильевич мог не только напряжённо работать, но и умел отдыхать: например, по рассказам жены, однажды на Кавказе наловил черепах, «устроил им загончик и часами наблюдал их сонный мир». Говорил, что отдыхает, глядя на красивые вещи.

С.А. Лебедев: точки соприкосновения с Казанской химической школой, изображение №3

1913 г. для Сергея Васильевича, был ознаменован важным событием, ему было присвоено звание профессора в Психоневрологическом институте по кафедре органической химии. Годом позже, он читал в Петербургском университете специальный курс «химия гетероциклических соединений». Одновременно он работал на кафедре химии в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, где в своё время трудились Н.Н. Зинин (основоположник Казанской химической школы) и А.П. Бородин (химик и композитор). Со временем научная деятельность на кафедре химии в академии заметно пришла в упадок, но С.В. Лебедев быстро восстановил оборудование кафедры и объединил преподавателей с приглашёнными учениками и помощниками по работе в единый коллектив.

Ведя большую педагогическую работу, С.В. Лебедев с 1912 г. состоял заведующим химической части завода «Нефтегаз». Но работа на заводе, педагогическая деятельность были для него больше службой, а главной была научная деятельность, которой он отдавался с полной страстью.

Закончив работы по полимеризации диолефиновых углеводородов, Сергей Васильевич приступил в 1914 г. к выполнению серии исследований, посвященных полимеризации олефиновых углеводородов различных типов структуры — изобутилена, псевдобутилена, несимметричного дифенилэтилена и др. Эти работы нашли свой отклик в дальнейшем в работах иностранных ученых. Самым, пожалуй, большим его достижением было получение бутилкаучука (синтетического каучука) путем полимеризации изобутилена с небольшим количеством изопрена. Особенно замечательным свойством этой разновидности синтетического каучука является его стойкость к озону и кислотам.

С.А. Лебедев: точки соприкосновения с Казанской химической школой, изображение №4
В 1925 г. С.В. Лебедеву было предложено организовать в Ленинградском университете лабораторию химии нефти. С 1925 по 1928 гг. им и его многочисленными учениками была проведена большая научно-техническая работа по силикатной очистке нефтепродуктов, а также по пиролизу нефтяных фракций на дивинил. В 1928 г. эта лаборатория химии нефти была преобразована в лабораторию синтетического каучука. Она сыграла важную роль в создании химических предприятий по производству синтетического каучука в Советском Союзе, в том числе в нашем городе при организации завода синтетического каучука – одного из крупнейших предприятий химической промышленности того времени.

Так, Казанская химическая школа распространила своё влияние на всю страну, где уже «химические внуки и правнуки» составили её славу, передавая знания из поколения в поколение.

Автор публикации: Л.И. Алтынова

Предыдущая новостьСледующая новость