Установка в жестяных банках

Евгений Константинович Завойский – выпускник Казанского университета, первооткрыватель явления электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Его именем в Казани названа улица в Приволжском районе г. Казани (1984), около Института физики КФУ установлен памятник (2004). Он был настоящим физиком-экспериментатором, который смог из подручных материалов сделать уникальную установку и проводить на ней эксперименты. К сожалению, приборов Евгения Константиновича сохранилось не так много, многие из них были разобраны. Но некоторые все же сохранились. Среди них вот эта домашняя установка Е.К. Завойского по наблюдению ЭПР в металлах.

Эта установка стала одним из первых экспонатов Музея-лаборатории Е.К. Завойского.

Домашняя установка по наблюдению ЭПР в металлах. Москва. 1960-е гг.
Домашняя установка по наблюдению ЭПР в металлах. Москва. 1960-е гг.

В 1979 г., примерно через год после смерти Е.К. Завойского в Казанский университет были привезены его научные журналы, а также радиодетали и радиоприборы. Заведующий кафедрой радиоспектроскопии, член-корреспондент АН СССР С.А. Альтшулер, полагая, что это части установки на которой был открыт ЭПР, предложил студенту И.И. Силкину восстановить установку Завойского. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это «домашняя» установка Завойского по ЭПР, сделанная в 1960-1970-х гг. в Москве.

Е.К. Завойский. Москва, 1976-1979-е гг.
Е.К. Завойский. Москва, 1976-1979-е гг.

Было выяснено, что получив в 1957 г. Ленинскую премию за открытие ЭПР, Е.К. Завойский купил оборудование для проведения экспериментов по ЭПР дома. В список входил клистронный генератор, усилитель, осциллограф, набор волноводов, химические реактивы и т.д. Всего более 12 предметов. Приборы покупались в магазинах Учколлектор. Магазинов таких было несколько, но не все было в наличии, и невозможно было угадать, что появится в Учколлекторе, поэтому приборы приходилось «отлавливать». Когда большие приборы были куплены, Евгений Константинович начал обращать внимание на какие-то предметы домашнего московского быта, которые могли бы ему пригодиться. Так в ход пошел цилиндр от недавно купленного пылесоса, жестяные коробочки от чая, черной икры, большая коробка от печенья, в которой семья долгое время хранила хлеб.

Установка собиралась для проведения экспериментов по наблюдению ЭПР в металлах Е.К. Завойским и его женой В.К. Труфановой-Завойской. Из жестяных банок были созданы два генератора: двухтактный генератор, частотой 2,25 м., однотактный генератор. Кроме генератора в установку входил детектор и компенсатор.

Коробки, в которых была создана установка, представляют не меньший интерес, чем сам прибор. На коробке из-под печения (1950-1960-е гг.), в которой собран двухтактный генератор, изображены сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане». Банка из под кофе, в которой был сделан экран для проводов, изготовлена в 1970-е гг. на Московском Ордена Ленина пищевом комбинате.

В банке из-под черной икры был сделан компенсатор. Черная икра, как и сейчас, считалась деликатесом. В середине 1970-х гг. чёрная икра стоила 16 рублей за кг. Позже ее стоимость составила 40 руб. за кг. Средняя зарплата по стране в 1970-1980-х гг. была от 80 до 120 рублей. Очевидно, что не каждая советская семья могла себе позволить этот продукт.

Компенсатор.
Компенсатор.

Когда, наконец, установка была собрана, Евгений Константинович продемонстрировал своим домашним сигнал ЭПР со словами «Получилось!». Это было большим событием в жизни семьи Завойских. После открытия ЭПР Евгений Константинович занимался другой проблематикой, но явление ЭПР всегда было его детищем.

Кривые сигналов, полученных Е.К. Завойским в 1970-х гг. на домашней установке по наблюдению ЭПР в металлах.
Установка в жестяных банках, изображение №5
Кривые сигналов, полученных Е.К. Завойским в 1970-х гг. на домашней установке по наблюдению ЭПР в металлах.

Автор: Ф.Р. Вагапова

Предыдущая новостьСледующая новость