После отмены крепостного права в Российской империи стали происходить крестьянские волнения. Иногда они приобретали вид настоящих погромов, но чаще это были попытки крестьян разобраться в реформе. Жители сёл и деревень плохо понимали, что они получили, задавали вопросы, требовали ответов от бывших хозяев. А помещики боялись народных масс и, бывало, реагировали чрезвычайно жестоко.
Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». Он утверждал, что отныне вся земля принадлежит крестьянам. В
Бездну стали собираться крестьяне из соседних деревень. Вскоре их уже было несколько тысяч.
Переговоры местной власти с «бунтующими» закончились кровопролитием. Солдаты Тарутинского пехотного полка сделали шесть залпов по безоружной толпе. Жертв, по разным данным было от 50 до 350 человек.
Стараниями публицистов о «Бездненских волнениях» узнали люди по всей стране и даже за границей. Отреагировали на эти события студенты Казанского Императорского университета.
16 апреля 1861 г. в Куртинской церкви г. Казани (Варварьинской на Арском кладбище) состоялась панихида в память о погибших в с. Бездна. Её организовали студенты университета и Духовной семинарии.
После отказа священника провести панихиду, профессор русской истории Казанского университета, имевший духовный сан и степень бакалавра Духовной академии – А.П. Щапов прочитал с амвона храма обличительную речь. Профессор был популярен среди студентов, отличался либерально-демократическими взглядами. Он даже состоял в тайном обществе «Библиотека казанских студентов».
Это был рискованный поступок. Столь демонстративный жест не могли оставить без внимания. Последствия грозили самые серьёзные. От Щапова потребовали объяснений. В своем письме от 19 апреля 1861 г. на имя епископа Казанского и Свияжского Афанасия он написал:
По требованию Вашего Высокопреосвященства объясняю, что я сказал речь в Кладбищенской церкви по убиенным крестьянам Спасского уезда села Бездны, по невольному состраданию к несчастным, согласно с обще-христианским-человеколюбивым сочувствием к ним. Когда на кладбище толпами собирались студенты университета – я пошел вслед за ними и узнал, что они хотят отправить панихиду по убиенным «в смятении». Это стечение с христианской, человеколюбивой целью возбудило во мне слезы, и я тут же на кладбище набросал на бумаге краткую речь, предполагая сказать её на какой-нибудь могиле, где сначала думали служить панихиду. Когда панихиду решили служить в церкви, то, как не удерживался я, но вместе с слезой речь моя невольно полилась из глубины Души; когда человек 400 в один голос, многие со слезами запели «вечная память».
Профессор не стал афишировать своей роли в проведении панихиды. Хотя, конечно, в ходе официального расследования стали известны и организаторы и даже слова, сказанные Щаповым. Ведь закончил он свою речь в церкви фразой: «Да здравствует демократическая конституция!».
Впоследствии профессор чудом избежал отправки на Соловки, но его карьера преподавателя закончилась. Завершилась его жизнь в холодном Иркутске. А «Куртинская панихида» навсегда останется одним из самых ярких протестов в истории губернской Казани.
Знаменитый русский публицист А.И. Герцен так писал о ней:
«Куртинская панихида» – антиправительственное выступление казанских студентов – мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне.
Подробнее узнать о жизни и научной работе Афанасия Щапова вы сможете на экскурсии в Музее истории Казанского университета.
Автор статьи: Ротов Иван