Защитник женского образования

Одним из лейтмотивов общественных настроений второй половины XIX в. принято считать феминистское движение – борьбу женщин за собственные права. Эхо данной кампании, зародившись на Западе, отозвалось и в Российской империи. Девушки столичных и провинциальных городов стремились любыми путями расширить перечень личных прав и свобод. Их первым шагом на данном пути стало требование получения высшего образования.

Ливерий Осипович Даркшевич — невропатолог, профессор Казанского университета, сторонник женского образования. Фото из фондов Музея истории Казанского университета
Ливерий Осипович Даркшевич — невропатолог, профессор Казанского университета, сторонник женского образования. Фото из фондов Музея истории Казанского университета

Несмотря на жесткое сопротивление общественности, государство всё же пошло на уступки и разрешило открыть в ряде городов Высшие женские курсы. Исключением не стала и Казань. Стоит отметить, что помимо курсов, девушки посещали университет в статусе «вольнослушательниц», т.е. лиц, проходивших материал, но не сдающих контрольные экзамены и не получающих аттестат или диплом об окончании учебного заведения. Особым местом притяжения для «студенток» был медицинский факультет. Кроме того, при кафедре акушерства в 1856 г. был создан Повивальный институт, где дамы обучались начальным фельдшерским приёмам.

Здание высших женских курсов в Казани.Открытка 1913 г. Издательство «А.М.К.»
Здание высших женских курсов в Казани.Открытка 1913 г. Издательство «А.М.К.»

Шли годы, но в среде интеллигенции всё же присутствовали мнения о том, что женщины не способны получать высшее образование вследствие физиологических особенностей строения их мозга. По словам исследователей, мозг представительниц «слабого пола» несколько меньше по весу, чем мужской. К тому же, он имеет меньше извилин и складок, что свидетельствует о «низком уровне их интеллигентности».

Решительным опровержением данных утверждений стала речь Л.О. Даркшевича, профессора кафедры нервных болезней Казанского университета, на съезде Московского общества невропатологов и психиатров. Ливерий Осипович всячески стремился добиться возможности женщин получать высшее образование. Несомненно, данные идеи не могли не отразиться в его выступлении.

Памятная доска на здании бывшей клиники Казанского университета (сегодня — ИСФНиМК КФУ)
Памятная доска на здании бывшей клиники Казанского университета (сегодня — ИСФНиМК КФУ)

В начале своего доклада он задался вполне серьезным вопросом: «Имеются ли в женской организации такие условия, которые неизбежно делают женщину менее способной к интеллектуальному развитию сравнительно с мужчиной, говоря иначе, обречена ли женщина от самой природы стоять по своим духовным способностям ниже мужчины?». Ответом же стали опровержения упомянутых ранее тезисов, связанных с организацией мозга. Говоря о сомнительной важности веса мозга, Даркшевич сравнивал мозг мужчины с мозгами других млекопитающих. В ходе сопоставления профессор показал: несмотря на то, что мозг кита и слона намного тяжелее человеческого, высокой умственной способностью данные животные не отличаются.

Аналогичный прием Ливерий Осипович применил и к тезису о количестве извилин. В качестве примера был приведен некий «генерал С.», мозг которого был тщательно исследован специалистами. Военный был высокообразован, статен и интеллигентен. Однако после вскрытия врачи обнаружили, что его мозг был намного меньше не только по весу, но и по количеству извилин, чем мозг крестьянина.

Помимо веса и количества изгибов, Даркшевич привел статистику количественного соотношения массы головного мозга с массами тела человека и его спинного мозга, однако и эти данные не подтвердили тезисы оппонентов ученого.

Университетская клиника Казанского императорского университета (сегодня — ИСФНиМК КФУ)
Университетская клиника Казанского императорского университета (сегодня — ИСФНиМК КФУ)

В докладе Ливерий Осипович занимался не только опровержением. Он представил публике свою причину присутствия у женщин низкого уровня образованности. По мнению ученого, значительное влияние на данную ситуацию оказывало окружение девушек. При отсутствии возможности получения высшего образования дамы попросту не могли развивать свои знания в той или иной области.

В конце своего выступления Даркшевич выразил надежду, что ряды его сторонников в борьбе за женское образование еще пополнятся и «настанет время, когда сгладится грань, разделяющая ныне сферу мужского ума от ума женского». Глядя на современный мир, мы можем с уверенностью сказать, что надежды выдающегося ученого полностью оправдались.

Автор публикации: А.Ю. Афанасьев

Предыдущая новостьСледующая новость