Здесь минаретов купола –
Дневные звёзды в небе ясном –
Так чистая лазурь светла
И вязь орнаментов прекрасна.
«Ода Самарканду», Ирина Алексеева
К сожалению, нынешняя ситуация поездкам не способствует. Но познавать мир можно и не выходя из дома. Предлагаем вам совершить небольшое путешествие в Среднюю Азию, откуда происходит коллекция глазурованных архитектурных деталей Казанского университета. Данное собрание попало в Археологический музей в конце XIX – начале XX вв. и связано с деятельностью Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. На сегодняшний день оно представлено несколькими десятками монохромных и полихромных облицовочных плиток, в том числе и образцы с эпиграфическим орнаментом.
Что мы знаем об глазурованных архитектурных деталях Средней Азии? В первую очередь мы вспоминаем величественные мечети, медресе и другие культовые сооружения таких городов как Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Коканд и другие. Местная глазурованная керамика является визитной карточкой региона и считается настоящим национальным брендом. Религиозные здания традиционно украшали синими куполами и фасадами разного оттенка синего, пытаясь приблизить их к небу.
В исламском орнаменте выделяют два основных стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими.
Гирих (перс.) – сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.
Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде.
Реже встречаются архитектурные детали с эпиграфическими мотивами (надписями).
Вновь возвращаясь к коллекции глазурованных архитектурных деталей Казанского университета хотим обратить ваше внимание на мозаичную панель на кашинной основе розоватого цвета, состоящую из двух частей (21×12×3,05 см+30,5×16×3,05 см). Произведение выполнено в одной из мастерских Средней Азии, вероятно в Самарканде в XIV веке. Декор выполнен в три цвета: на фоне синей кобальтовой глазури надглазурная роспись – в бирюзовой рамке и с бирюзовым растительным орнаментом белая опаковая надпись в черном контуре на арабском языке в стиле сульс:
لا إله إلا الله محمد رسول
«Ла илаха илла ал[лах,] му[хаммад расул аллах]»; «Нет бога помимо Ал[лаха,] Му[хаммад – Его посланник]») то есть известный Символ веры в исламе. Судя по кораническому характеру надписи, детали панно, скорее всего, являются частью декоративного убора мечети (михраба, пештака и др.), или надгробия в мавзолее.
Видя такие красочные облицовочные плитки все задаются вопросом как получали в средневековье такие цвета?! Благодаря изучению химического состава глазурей мы знаем, что для поливного покрытия плитки с эпиграфическим орнаментом из нашей коллекции использовалась щелочная натриевая золистая прозрачная глазурь с добавлением основных красителей для выполнения полихромной росписи поверхности плитки. При этом для получения синего цвета использовались соединения кобальта, бирюзового – меди, белого – олова, черный контур надписи, очевидно, обеспечен хромом.
Кроме того, в качестве красителя в желтый и белый цвета выступали соединения свинца и олова. В сочетании с оксидами меди глазурь приобретала желто-зеленый цвет, а более сложные оттенки зеленого получали при участи еще и железа.
Более подробно о рецептуре глазурей на средневековых архитектурных деятелях и предметах археологии с эпиграфикой можно прочитать в следующих работах:
Нуретдинова А.Р. Химико-технологическая характеристика глазурей среднеазиатских архитектурных деталей по материалам Археологического музея Казанского федерального университета // Новые материалы и методы археологического исследования: От археологических данных к историческим реконструкциям. Мат-лы IV конференции молодых ученых. Москва, 28–30 марта 2017 г. Москва: Ин-т археологии РАН, 2017. С.116-118.
Автор: А.Р. Нуретдинова