«Танагрянки» из собрания Археологического музея КФУ

В коллекции музея Общества археологии истории и этнографии Казанского университета[1] находились предметы, найденные при раскопках древнегреческих и римских городов. В  основном, это небольшие фигурки, сосуды для косметики и благовоний, керамические светильники и оссуарий.

На выставке «Наше Общество – ученое братство…» в музее Н.И. Лобачевского, представлены некоторые предметы из античной коллекции археологического музея КФУ, среди них две терракотовые статуэтки. Они изготовлены в нескольких формах, детали вылеплены от руки; доработаны стекой; покрыты обмазкой.

1 (3)

Одна из них – статуэтка сидящей юной девушки (АКУ-19/19), относится к VII-VI вв. до н.э. Девушка сложила руки на коленях, хитон задрапирован в мягкие складки. Головка чуть склонена к правому плечу. Волосы девушки разделены на отдельные пряди и уложены сзади в сложную прическу, украшенную венком. В выражении лица и в задумчивом взгляде много индивидуальных черт и загадочности. Размер статуэтки 9,2×4,4 см. Головка статуэтки приклеена, имеются сколы, обмазка потерта. Полая внутри, на спине прямоугольное отверстие размером 2,6×1,5 см., сделано при изготовлении, вероятно для подвешивания.

Второй экспонат – статуэтка стоящей девушки (АКУ-19/18; КПВ-12), датировкой от III-I вв. до н.э. Девушка облачена в задрапированный хитон, спускающейся струящимися складками к низу. Девушка изображена в грациозной позе, с опущенной правой рукой, левая упирается в бок. Сквозь одежду прослеживается плавное очертание фигуры. Изящество позы, спокойно струящиеся складки одежды создают ощущение душевной гармонии. В статуэтке отсутствует голова, имеются сколы, обмазка потерта. Размер 12×3,7 см. Задняя сторона статуэтки утрачена, с отверстием внутри.

2 (2)

Статуэтки полые внутри не случайно, они служили декором античного интерьера. В VI-V вв. до н.э. в городах Причерноморья, алтари в храмах украшались гирляндами, статуэтками, розетками, масками. Примером может служить терракотовый алтарик III в. до н.э. из Херсонеса, четырехугольный в плане на высоком основании, украшенном богами, массивным карнизом с зубчиками и аллегориями по углам. На его стенках рельефные группы богов – Аполлон и Артемида, Дионис и менады, Посейдон и Амфитрита, Ника[2].

Можно сделать предположение, что в дальнейшем в качестве украшений самого храма, а также алтаря и курильницы использовались миниатюрные статуэтки.

3

Статуэтками украшали надгробия. Например, надгробие Ойнанты, дочери Главкия в Херсонесе (II в. н.э.). Оно было украшено двумя терракотовыми фигурками и имело культовое значение.[3]

Вышеописанные экспонаты относятся к самому известному и распространённому типу древнегреческих терракотовых произведений скульптуры названных «танагрские статуэтки». Они стали известны после раскопок некрополя города Танагры, Беотии в 1870 г. и они дали название направлению, царившему в мелкой пластике с 330 по 200 до н.э.[4]

4

Город Танагра являлся центром производства миниатюрных скульптур. Скульптурки были известны по всему Средиземноморью. Терракотовые статуэтки были довольно распространены и в Херсонесе.[5] Происхождение подобных статуэток из греческих некрополей, а также сопутствующие им атрибуты, намекающие на возвращение к жизни из иного мира (веер, тамбурин, венок), сделали спорным вопрос их назначения. Одни ученые склонны видеть в них персонажей древнегреческих мифов, другие – простых гречанок. Большинство же разделяют обе точки зрения, рассматривая статуэтки и как произведения искусства, и как объекты культа. Они могли служить украшением жилища, но, положенные в могилу, приобретали сакральный смысл.

Статуэтки обладают изысканной красотой и тонкостью. Стиль статуэток зародился и окончательно сформировался в Афинах. Десяти – двенадцатисантиметровые терракотовые статуэтки создавали из обожжённой глины (итал. terra cotta – жжёная глина), покрывали прозрачной глазурью, в которую входили окиси металлов. После обжига в печи их раскрашивали акварелью.[6]

Терракота рассчитана на рассмотрение с разных сторон. Мастерам удалось передать прелесть ранней юности, красоту движений немного расслабленного тела. Мягкие складки одежды, образующие плавные линии и тонкие переходы форм, полнее раскрывают настроение изображенной.

Маленькие греческие фигурки стали символом греческой культуры. Работа древних мастеров вызывала восхищение. Вот как описывал В. Серов свои впечатление от коллекции «танагрянок»: «В последнюю мою поездку в Питер я был в Эрмитаже… давно не получал такого красивого, живого настроения, какое дали мне маленькие греческие фигурки, почти игрушки, но за эти игрушки, пожалуй, можно отдать добрую половину римской холодной скульптуры»[7].

Аналогичные статуэтки представлены в собраниях музеев России и Запада.

В фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва) хранятся 1164 экспоната – памятники античной культуры Северного Причерноморья и Средиземноморья. В частности коллекция терракот из святилища на Майской горе близ Фанагории (Таманский полуостров). Статуэтки были обнаружены в результате раскопок экспедиции ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1958, 1959, 1961 гг. под руководством историка И.Д. Марченко[8].

 

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) обладает великолепной коллекцией прославленных танагрских терракот. Это собрание было приобретено в 1884 году от русского посла в Берлине П.А. Сабурова[9].

Собрание Анапского археологического музея-заповедника (Краснодарский край) входят терракотовые статуэтки Причерноморья. В коллекции ярко выделяется статуэтка Тихе – богиня фортуны (VI-V в. до н.э.)[10].

В дальнейшем, древнегреческая культура оказала большое влияние на Среднюю Азию, где появились государства, переработавшие эллинистическую культуру – Бактрия, Согд и Кушанская империя. Но об этом в нашей следующей заметке.

Закирова М. Х., экскурсовод музея Н.И. Лобачевского

[1] Ныне данная коллекция хранится в Археологическом музее КФУ.

[2] Античные государства Северного Причерноморья. Под ред. Кошеленко Г.К. – М. Наука. 1984. – С.  222

[3]Зубарь В.М.  Боги и герои античного Херсонеса. – Киев. Стилос. 2005. URL: http://www.krimoved-library.ru/books/bogi-i-geroi-antichnogo-hersonesa6.html (дата обращения: 10.07.2018)

[4] Ильина Т.А. Терракота Танагры. Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина к 100 музея. URL: http://www.antic-art.ru/data/greece_classic/71_terrakoti_tanagra/index.php (дата обращения: 10.07.2018)

[5] Ильина Т.А. Две женские терракотовые фигурки. Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина к 100 музея. URL: http://www.antic-art.ru/data/ellinist/111_two_terrakota_women/index.php (дата обращения: 10.07.2018)

[6] Танагрские статуэтки. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.  (дата обращения: 10.07.2018)

[7] Коропласты из Танагры. URL: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=703  (дата обращения: 10.07.2018)

[8] Ильина Т. А. Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексного анализа материалов святилища на Майской горе близ Фанагории Автореф. дис…канд. ист. наук. – М. 2008. – С. 6

[9] Белов Г.Д. Терракотовая женская статуэтка из Танагры. Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.) – С. 48-49. URL: http://kronk.spb.ru/library/1949-ml-se-09.htm (дата обращения 10.07.2018)

[10] Федина И.Н. Статуэтка Тихе. 14.08.2016. URL: https://museumanapa.ru (дата обращения: 10.07.2018)

Предыдущая новостьСледующая новость