Продолжаем наш цикл #технологииказанскогокрая. Мы уже рассказывали о производстве стекла, используя поташ.
Сегодня же наш рассказ пойдет о вкладе Казанского университета и его ученых в разработку новых методов в изготовлении стекла.
А.К. Чугунов – известный казанский химик-технолог, представитель Казанской химической школы, жил и работал в одно время с такими талантами химической науки как: А.М. Бутлеров, М.Я. Киттары, В.В. Марковников, А.М. Зайцев. Возможно, в силу своей природной скромности или находясь под сенью знаменитых коллег его имя не так известно широкой публике, но его вклад в развитие технологий и промышленности нашего края значителен.
Андрей Кириллович родился 10 октября 1827 г. (по старому стилю) в Томской губернии, был воспитанником Тобольской гимназии (её же закончил Д.И. Менделеев), а в 1849 г. поступил в Казанский университет на камеральное отделение. Статистик, видный общественный деятель А.С. Гациский (1838-1893), поступивший в 1855 г. на это же отделение по совету товарища вспоминал – этот «разряд юридического факультета был смесью всевозможных наук: рядом с государственным правом читалась ботаника, с историей – зоология. С политической экономией – химия и т.д.». Тем не менее, камеральное отделение в своё время закончил и известный химик, ученик А.М. Бутлерова – В.В. Марковников.
Окончил Андрей Кириллович университетский курс, как в то время писали, «весьма успешно» – кандидатом камеральных наук. Ещё будучи студентом, два года занимался практически сельским хозяйством в Казанском земледельческом училище. По окончании курса был оставлен в университете на один год для занятий технологией под руководством профессора М.Я. Киттары.
М.К. Корбут вспоминал: «В 1853 г. кандидат камеральных наук и будущий профессор Казанского университета А. Чугунов держал испытания на степень магистра технологии. По технологии в устном экзамене ему были предложены вопросы: о виноделии и приготовлении уксуса, о приготовлении крахмала, декстрина и о клееварном производстве, по химии: марганец, железо и их соединения, изменения органических соединений при влиянии атмосферы, гниение и брожение, и по практической механике: рассмотрение главнейших обстоятельств движения фабричных машин, общие правила устройства этих машин, о вертикальных водяных колёсах. Отмечается, что при слушании ответов обращено было внимание испытуемого в истории и литературе предмета». В апреле 1855 г. А.К. Чугунов был утвержден магистром технологии, но по долгу своей службы был вынужден отправиться в Сибирь, где 1 ноября 1855 г. был определён столоначальником главного управления Западной Сибири. Только через он год был избран и утверждён исполняющим должность адъюнкта технологии в Казанском университете. С переходом профессора Киттары в Москву Чугунову было поручено преподавание полного курса технологии. С этого момента и вплоть до его кончины в 1898 г. жизнь Андрея Кирилловича была непосредственно связана с Казанским университетом.
Одним из значительных трудов А.К. Чугунова являлся труд под названием «Исследование стекловаренного производства и современного состояния его в России», вышедший в 1856 г. Это своего рода итог его изысканий в этом направлении, тем более что годом ранее Чугунов защитил диссертацию по теме «О стекловарении преимущественно посудном».
В 1850-х гг. А.К. Чугуновым был разработан новый способ производства стекла и керамических изделий, так называемый «мокрый» способ взамен более вредному «сухому» способу.
«Мокрый» способ производства применялся в случае использования сырья неоднородного по качеству, но хорошо размокающего в воде, с высокой карьерной влажностью (пастообразные, зыбкие и рыхлые), иногда имеющего недостаточно хорошую вспучиваемость и поэтому требующего введения в состав шихты добавок, улучшающих свойства сырья. При таком способе производства потери сырья шли вдвое меньше, чем при «сухом» и увеличивалась прочность стекла и керамических изделий. Данный способ производства стекла практически не использовался, и разработка А.К. Чугунова была забыта.
Только в конце XX в. вспомнили о «мокром» способе производства стекла. Дело в том, что в 1999 г. появилась новость – главный компонент сырья для керамической и стекольной промышленности кристаллический диоксид кремния или кварцевый (речной) песок (точнее, кварцевая пыль, образующаяся при транспортировке и технологических операциях) был включен Международным агентством по изучению рака (IARC) в группу самых опасных канцерогенных веществ. А ведь диоксид кремния широко использовался еще в строительстве, пищевой и фармацевтической промышленности, производстве красок и лаков и т.д.
Перед многими фирмами возникла реальная угроза банкротства или новых значительных расходов, связанных с полной перестройкой производства, заменой «сухого» производства стекла, керамики на «мокрый». С проблемой токсичности диоксида кремния в настоящее время сталкивается и российская промышленность.
В наше время имя А.К. Чугунова почти неизвестно. Нет ни одной его фотографии, но он, будучи почти ровесником А.М. Бутлерову также как и его именитый коллега внес огромный вклад в развитие промышленности России. Находясь в Казани, занимался просветительской деятельностью, читал публичные лекции всем желающим, был бессменным, в течение более двадцати лет, секретарем Казанского экономического общества, а затем и редактором «Записок» этого же общества. Андрей Кириллович исследовал не только стекольное производство, но описал новый способ производства железа, серной кислоты и соды, так же, как и его учитель М.Я. Киттары принимал участие и организовывал сельскохозяйственные выставки.
Труды ординарного профессора Казанского Императорского университета А.К. Чугунова по развитию промышленности в Казанском крае не прошли даром, и в 1901 г. в поселке Васильево мещанином П.И. Богдановым была организована Волжская стекольная фабрика (но уже после его смерти) и производство стекла началось в промышленных масштабах. Но это уже ХХ век и совсем другая история.
Автор: Л.И. Алтынова.