Огромное значение для развития радиотехники имело создание электронных ламп. В 1883 г. Томас Эдисон обнаружил, что стеклянная колба вакуумной лампочки накаливания темнеет из-за распыления материала нити. Впоследствии было установлено, что причиной данного «эффекта Эдисона» является испускание электронов раскаленной нитью накаливания лампочки (явление термоэлектронной эмиссии). Это открытие было подробно изучено в 1887 г. профессором Московского университета А.Г. Столетовым, что привело уже в конце прошлого столетия к появлению фотоэлементов – электронных приборов, нашедших широкое применение в технике связи. Позднее они были существенно усовершенствованы проф. П.В. Тимофеевым.
В 1904 г. английский ученый Дж.Э. Флеминг (1849-1945) изобрел вакуумный диод (двухэлектродную лампу) – выпрямитель переменного электрического тока и применил его в качестве детектора в радиотелеграфных приемниках. В 1906 г. американский конструктор Ли де Форест (1873-1961) создал трехэлектродную вакуумную лампу – триод, которую можно было использовать не только в качестве детектора, но и как усилитель слабых электрических колебаний. В 1913 г. немец А. Мейснер (1883-1958) открыл способность триода генерировать электромагнитные колебания. Благодаря этому был построен первый ламповый радиопередатчик, способный передавать как телефонные, так и телеграфные сигналы.
Переход от детекторных приемников к ламповым явился также исключительно важным шагом в совершенствовании техники радиоприема. Благодаря применению ламп удалось значительно улучшить все качественные показатели радиоприемных устройств.
Первые радиолампы в России изготовил Н.Д. Папалекси (1880-1947) в 1914 г. в Петербурге. Из-за отсутствия совершенной откачки они были не вакуумными, а газонаполненными (с ртутью).
Внедрение электронных ламп в радиотехнику очень сильно стимулировалось военным значением радиосвязи, вследствие чего период с 1913 по 1919 г. оказал на развитие ламповой радиотехники решающее влияние.
В 1916 г. удалось собрать первую электронную лампу, «Бабушку», и с ее помощью «поймать» заграничные станции. Всего таких ламп сумели сделать около трех тысяч штук.
Сначала приемно-усилительные радиолампы именовались у нас «катодными» или «пустотными реле». Первая в России серийная лампа, разработанная в 1918 г. в Нижегородской радиолаборатории под руководством М.А. Бонч-Бруевича (на базе лампы «Бабушка»), называлась ПР-1 («пустотное реле, разработка № 1»). Название выпущенной в 1922 г. Петроградским электровакуумным заводом приемно-усилительной радиолампы типа Р-5 означало: «реле, разработка № 5». Появившаяся в 1923 г. новая лампа с торированным катодом, потреблявшая в 10 раз меньший ток накала, чем Р-5, была названа «Микро». Столь же экономичная двухсеточная лампа с «катодной сеткой» именовалась МДС – «микродвухсетка». Первый маломощный кенотрон получил условное обозначение К2-Т – «кенотрон двуханодный с торированным катодом».
В 1920 г. М.А. Бонч-Бруевич закончил разработку первых в мире генераторных ламп с медным анодом и водяным охлаждением мощностью до 1 кВт.
Организованное затем в радиолаборатории производство этих мощных радиоламп позволило уже в 1920 г. установить первый радиотелефонный передатчик мощностью в 2 кВт. В 1923 г. М.А. Бонч-Бруевич построил 25-киловаттную лампу, в то время самую мощную в мире, а еще через два года – 100-киловаттную лампу. На базе отечественных радиоламп создавались радиоприемные и усилительные устройства. И действительно, после нескольких успешных опытов уже 17 сентября 1922 г. был передан первый концерт по радио, а в 1924 г. началось регулярное радиовещание через Московскую центральную радиотелефонную станцию им. Коминтерна, строительство которой осуществлялось под руководством сотрудника Нижегородской радиолаборатории П.А. Острякова.
В дальнейшем электронные радиотехнические лампы постоянно совершенствовались, и каждый год приносил что-нибудь новое в этой области. Так, в 1924 г. была изобретена четырехэлектродная (с двумя сетками) электронная лампа, или тетрод, в 1930 г. появилась пятиэлектродная (с тремя сетками) – пентод. Кроме того, в те годы были созданы комбинированные (имеющие две-три ламповые системы в одном баллоне) и многосеточные лампы. К 1929 г. число типов приемно-усилительных ламп настолько возросло, что была введена единая система их наименования.
Вскоре после окончания второй мировой войны страницы журналов всего мира облетело сенсационное сообщение об изобретении новой «радиолампы», которая не требует вакуума и нити накала.
Радиолампы стали заменяться транзисторами, диодами, а затем и микросхемами.
Несмотря на значительные возможности современной электронной базы, некоторые типы радиоламп до сих пор не утратили своего значения и используются сегодня в мониторах, мощных радиопередатчиках, в аудиоаппаратуре класса Hi-Fi.
Автор: Вагапова Ф.Р.