«Дети в вузовском музее. Как занять и что делать?»

Вчера сотрудники вузовских музеев России и Украины собрались на очередной вебинар «Дети в вузовском музее. Как занять и что делать?». Во время встречи on-line они поделились опытом работы с самой требовательной, активной и желанной для музея аудиторией  – детьми. Запись вебинара доступна по ссылке: https://vk.com/club131150671?z=video-131150671_456239076%2Fc0d90014e66d16b2cb%2Fpl_wall_-131150671 или https://www.facebook.com/museumskfu/videos/4003236839716861/

Модератором вебинара выступила директор Музея истории Казанского университета С.А. Фролова. В начале, она обратилась с приветствием к присутствующим, перечислила участников и обозначила вопросы для обсуждения, кратко остановилась на разнообразии программа для детей в музеях КФУ. «Основными посетителями вузовских музеев традиционно являются студенты и учащиеся 9-11 классов – будущие абитуриенты. С 2016 г. Музей истории Казанского университета начал работу со школьниками младшего и среднего школьного возраста, а также с семейной аудиторией», – рассказала С.А. Фролова. Были внедрены новые формы работы: квесты, музейные занятия, мастер-классы. Первый подобный опыт – квест «Путешествие в университетском пространстве». Он был организован музеями для студентов КФУ 18 мая 2016 г. к Международному дню музеев и включал посещение не только музеев, но и объектов на территории университетского комплекса (зданий, памятников). Сегодня квест проводится и для школьников, и для студентов. В нем могут участвовать несколько музеев КФУ. Со временем квест был переведен на английский язык и стал частью программы для участников английского лагеря «Discover KFU».

Специалист по учету музейных И.М. Ротов активно участвует в организации музейных занятий для детей. Он рассказал о проведение в Музее истории Казанского университета семейной игры «Музейный лабиринт». Дети младшего возраста часто посещают экспозицию с родителями, полноценную экскурсию им слушать тяжело. Задания по экспозиции с поиском интересных экспонатов вместе с родителями позволяет увлекательно провести время в музее.

Хранитель музейных предметов Музея истории Казанского университета Р.Р. Хазиахметова поведала о новом проекте Музея истории для первокурсников КФУ: квест «Моя Alma mater». Его особенность в том, что студенты знакомятся не только с историей университета, его музеями, но и важными объектами студенческой жизни: библиотекой, столовой, профкомом и другими подразделениями.

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея Н.И. Лобачевского А.И. Казаков представил детские программы, реализованные в Музее Н.И. Лобачевского. Здесь проводятся регулярно детские программы по постоянной экспозиции: «Старорусские меры длины», «Удивительная симметрия», «Дневник впечатлений» и викторина «У Лобачевского».

С мая 2019 г. в музее появилась новая программа «Школа юных» – цикл занятий для детей, тематика которых связана с временными выставками, проходящими в выставочном зале музея. Раз в неделю на протяжении всего срока выставки для небольшой группы детей (не более 10 человек) проводятся занятия. 18 мая 2019 г. открылась выставка «Археолог», посвященная 90-летию со дня рождения профессора, д.и.н. А.Х. Халикова. Ее сопровождала первая школа – «Школа юного археолога». С октября 2019 г. на выставке «Первый русский астроном» открылась «Школа юного путешественника». «Школа юных» пользуется успехом у детей и их родителей. Занятия позволяют в увлекательной и игровой форме рассказать детям научные вопросы, смастерить простые приборы своими руками.

Успешным был опыт организации и проведения новогодних представлений для детей в музее Н.И. Лобачевского. Сюжет, характеристики действующих лиц, задания – всё разрабатывалось сотрудниками музея. В этом году в представлении «Воображаемый остров» приняли участие около 200 школьников.

Сотрудник Зоологического музея и гербария им. Э.А. Эверсмана С. Кремкова отметила, что самое главное в работе с детьми – найти подход к каждой экскурсионной группе и мотивировать участников. Экскурсовод ведет диалог с группой, проводя аналогии и задавая вопросы. Особой популярностью в музее пользуются занятия: «Микромир», «Чей это череп», «Жители подводного мира».

Директор Этнографического музея Е.Г. Гущина рассказала о трех основных видах проведения музейных занятий в музее: совместные программы с остальными музеями КФУ, собственно программы Этнографического музея, проекты Института международных отношений. Музеем представлено два вида программ: «Калейдоскоп культур» и «Наш дом Татарстан», состоящие из нескольких музейных занятий. В музей часто обращаются учителя с просьбой провести специальные занятия для детей на темы «Расы», «Религии» и «Великие географические открытия». Елена Геннадьевна также отметила, что Этнографический музей, в силу особенностей, не может проводить занятия в будние дни, но в каникулы студентов и по субботам музей готов принимать посетителей.

Заведующая отделом Геологического музея им. А.А. Штукенберга А.В. Хусаинова поделилась опытом организации и проведения в музее квестов для детей «Мамонтенок Гео», мастер-классов. Музей работает с детьми с особенностями развитиями. В этом году сотрудники Геологического музея им. А.А. Штукенберга А.В. Хусаинова и Е.М. Нуриева стали победителями Всероссийского конкурса популяризации музеев геологической направленности «Приходите к нам в музей» в номинации «Разработка мероприятия в образовательном пространстве музея».

Директор Музея истории Харьковский национальный университета им. В.Н. Каразина В. Иващенко рассказала о двух основных проектах привлечения школьников в музей: площадка интерактивной науки – учебный центр «Ландау-центр» и программа «Открой для себя Каразинский», включающая в себя посещение музеев, факультетов, галерей.

Для посетителей музей создал специальные интерактивные фотозоны: университетские карикатуры, реконструкция университетской формы, которые используются в костюмированных экскурсиях и различных перфомансах, таких как «Любовь, сбереженная в листах», «Поэзия потерь и надежд».

В музее была создана программа для школьников: кружок «Мастерство историка», который включает в себя работу с источниками, основы знаний по вспомогательным историческим дисциплинам. Сейчас он вошел в состав Малого университета. В дальнейшем музей планирует проводить различные конкурсы, онлайн и оффлайн игры, квесты.

Музейные занятия в Музее Казанской химической школы представила заведующая музеем Л.И. Алтынова. Музей находится в историческом здании с сохранившимся интерьером XIX в., в котором до сих пор существует действующие лаборатории Химического института им. А.М. Бутлерова. Музей предлагает занятия для детских групп дошкольного и школьного возраста: «Мыльная опера», «О чем молчат чернила». Занятия проводятся для небольшой группы детей с соблюдением техники безопасности.

В заключении С.А. Фролова рассказала о ежегодной акции «Университетские музеи дети», которая проводится среди вузовских музеев России. 8 февраля, в день Российской науки университетские музеи были открыты для детей и семейных посетителей. В этом году в акции участвовали музеи 10 вузов. Мы призываем и остальные вузы принять участие в этой акции в 2021 г.

Всего в вебинаре приняли участие 23 человека, сотрудники музеев Казанского (Приволжского) федерального университета, Тюменского государственного университета, Томского государственного университета, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.

Ждем вас на следующем вебинаре: «Волонтеры в вузовском музее», который состоится 12 мая в 11.00.

Заявки с темами выступлений просьба высылать по адресу: museums.kpfu@kpfu.ru.

Ждем Ваших предложений о тематике новых вебинаров.

 

Предыдущая новостьСледующая новость