Физики и лирики: а что если Пикассо прав?

Периодически появляется дискуссия между физиками и лириками, так ли они различны между собой. В фондах Музея истории Казанского университета очень много материалов о физиках, которые прекрасно понимают искусство, любят театр и музыку, пишут стихи.

Год назад мы познакомили вас со стихами выпускника физико-математического факультета КГУ М.А. Копырина.

Сегодня предлагаем познакомиться с творчеством профессора КГУ, члена-корреспондента АН СССР Б.М. Козырева (1905-1979).

Борис Михайлович – один из основоположников магнитной радиоспектроскопии. Он был тонким знатоком литературы, особенно поэзии, любил живопись, философию, был прекрасным рассказчиком. И всем этим богатством он щедро делился с окружающими его людьми и, в частности, со своими учениками, стараясь приобщить их к достижениям мировой культуры.

Б.М. Козырев
Ученик Козырева профессор Ю.В. Яблоков вспоминал: «Можете представить, как мне повезло: в Пушкинский музей к импрессионистам меня привел Борис Михайлович. Он же просвещал. Так, о натюрморте Сезанна он сказал, что фрукты на нём «материальнее материального», а «Девочку на шаре» Пикассо охарактеризовал как соотношение материи и духа.»

А как много Борис Михайлович сделал для признания общественностью художника Алексея Аникеёнка, которому было свойственно свое, оригинальное видение мира, выходящее за рамки, поставленные чиновниками от живописи. Открыв этого художника для себя, Борис Михайлович сделал всё возможное, чтобы его узнал и как можно более широкий круг людей. Е.К. Завойский, П.Л. Капица, Б.М. Козырев, Б.Л. Лаптев и многие другие приобрели у А. Аникеёнка, жившего в то время чрезвычайно трудно, немало картин. А П.Л. Капица организовал выставку работ Аникеёнка в Москве в Институте физических проблем.

Борис Михайлович также занимался литературой: много времени потратил на переложение «Слова о полку Игореве» на современный русский язык. Но самой любимой его работой было литературоведческое исследование творчества Ф.И. Тютчева. Этот труд, который Б.М. Козырев назвал «Письма о Тютчеве», получил самые высокие оценки докторов филологических наук М.Л. Гаспарова и С.А. Ошерова, и академика Д.С. Лихачева.

Признание этой работы было получено уже после смерти Б.М. Козырева благодаря участию академика Е.Л. Фейнберга в издании «Писем о Тютчеве» (опубликовано в журнале «Литературное наследие» в 1988 г. (том 97)).

Дочь Б.М. Козырева, Е.Б. Козырева вспоминала: «Чем больше проходит времени с тех пор, как навсегда ушел Борис Михайлович, тем больше восхищаюсь его неувядающей молодостью, которую он сохранил до последних дней своей жизни. Секрет этой молодости – в постоянном живом интересе ко всему новому и прекрасному, будь то открытия в физике или полотна самобытного художника, или стихи молодого поэта. Для всего этого была распахнута его душа, для всех были открыты богатства его знаний, и не оскудевала рука дающего. Кредо Достоевского: «Красота спасет мир» – было и убеждением самого Б.М. Козырева».

Пабло Пикассо «Бассейн (купальщицы с игрушечной лодкой)», 1937 г.
Пабло Пикассо «Бассейн (купальщицы с игрушечной лодкой)», 1937 г.

В 1960 г. размышляя над картиной Пабло Пикассо «Бассейн (купальщицы с игрушечной лодкой)» (1937 г.), Борис Михайлович написал стихотворение в прозе: «Девушки на берегу моря».

Девушки на берегу моря –

Помнишь?

Покачивающийся меж смутных роз

И сиренево-синего серебра,

Дремлет в дымке нагромождений и куч,

Переливаясь в зеленой кристальной прохладе,

Вздыхающей, шепчущей, булькающей, шуршащей,

Неуловичмо и невесомо

Пляшут в полдень шустрые золотые змейки.

[…]

Звонкий воздух затоплен

Плеском, смехом, движением ярких тел,

Рожденный радоваться

И радовать.

Оригинал произведения из фондов МИКУ
Оригинал произведения из фондов МИКУ

Кажется, в каждой купальщице

Душа Мира рождается из морской пены,

И волны поют

О самой небесной из Афродит,

О таинственнейшей из Мадонн,

Которая

Светло вздыхает о дольнем мире,

Мерцая на море милым обликом Симонетты,

Нагая

На золотой раковине.

И мы веруем

[…]

Что красота спасет мир.

[…]

Но не ошибаемся ли мы: А что, если

Ничего этого совсем нет.

А есть просто аспидно синяя доска. Она называется

Океаном. На ней

Торчат странные деревянные обрубки,

В которых, однако, безошибочно угадать

[…] вспученные животы, […], сбоку и наискось посаженные ягодицы, и, наконец, гладкие лысые вместилища мозгов, снабженные крохотными отверстиями для глядения…

…Ах, они играют в кораблики,

Эти Девушки На Берегу Моря,

Нежные, как жаба Лотреамона,

Грациозные, как палезиозавры!

В них ужасающие смещения и преобразования форм; все гнусные таинства

Обдуманного и математически прочувственного издевательства над плотью.

Так велит видеть прекрасное

Пабло Пикассо,

Великий Старец,

Учитель живописцев и анахоретов.

И возможно, он прав:

Ведь грешное изнутри

Мерзко снаружи

Для глядящих на голую правду

Голых,

Голых,

Совсем голых

Глаз.

Но кто знает?

Кто знает?

Я знаю одно: Ботичелли провел конец жизни за рисунками к Данте…

Кызыл Байрак, 1960 г.

Кто же прав? Что думаете вы?

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1486 г.
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1486 г.
Предыдущая новостьСледующая новость