«Императорский»

Уже скоро, 5 ноября (это по старому стилю, а мы отмечаем 17 ноября), мы будем отмечать 216 лет со дня основания Александром I Императорского Казанского университета. Сегодня «Императорским» называется только актовый зал в главном здании университета сохранивший, благодаря реставрации, дух ушедшей эпохи.

Стоит, однако, отметить, «Императорским» зал стал в 2016 г., ранее два столетия зал именовался просто «актовым». Что же послужило основанием для перемены? Дань уважения императору Александру I основателю университета? Факт личного присутствия здесь в 30-х гг. XIX в. Николая I? Реставрация 1987 г. или что-то еще? Читайте наши объяснения и выбирайте наиболее приглянувшееся.

Объяснение №1.

В ряде прошлых статей мы подробно освещали процесс воссоздания исторического облика зала (ссылка). Однако, стоит отметить, Григорий Наумович Вульфсон, руководивший реставрацией, восстанавливал отнюдь не имперский зал, но ленинский. Задуманный как часть Ленинского мемориала облик актового зала отсылал посетителей к знаменитой студенческой сходке 1887 г. Сегодня же зал – это памятник, прежде всего Императорскому университету, часть из славной эпохи, зари нашей alma mater. Возможно, именно перемена в восприятии зала послужила причиной смены названия.

Императорский зал Казанского университета (2017 г.)
Императорский зал Казанского университета (2017 г.)

Объяснение №2.

Конечно, финальным аккордом воссоздания исторического облика зала стало возвращение в 2004 г. на центральную стену портрета молодого Александра I, подписывающего Утвердительную грамоту Казанского университета. Картина является воссозданием несохранившегося портрета Александра I кисти художника Рацетти (1806 г.). По черно-белой фотографии портрет с утраченного оригинала написал С. Слесарский. .

В имперский период этот портрет имел особое значение. Свое нынешнее место, он занимал лишь раз в году, по случаю Дня рождения университета. Каждый год 5 ноября, портрет ныне царствующего императора, по обыкновению висевший на центральной стене, уступал свое место портрету основателя университета. В актовый зал вносили Утвердительную грамоту и Университетский устав, которые устанавливались на столе перед портретом молодого императора.

Оригинальный портрет Александра I, худ. Рацетти
Копия художника С. Слесарского

Остальное же время портрет занимал место на боковой стене, соседствуя с другим изображением императора – повзрослевшего Александра I. Этот портрет был копией с картины Дж. Доу. Его заказал в 1824 г. М.Л. Магницкий. Под резной рамой портрета, выполненной Крейтоном, имелась табличка с надписью «Обновителю своему обновленный университет».

Таким образом, хотя Александр I так и не посетил основанный им Казанский университет, император зримо и незримо присутствовал в нем и в умах его обитателей. Сегодня портрет молодого Александра I, занявший положенное ему место, несомненно, задает тон всему залу, который по праву можно назвать императорским.

«Императорский», изображение №5

Объяснение №3.

Помимо портретов Александра I на протяжении всего XIX – нач. XX вв. в зале можно было видеть портреты его приемников. Николай I также как его брат присутствовал на полотнах зала в двух возрастах: великий князь и император. Известно, что в зале также имелись два портрета Александра III.

Актовый зал 80-х гг. XIX в.
Актовый зал 80-х гг. XIX в.

В имперское время эти портреты назывались «высокими», т.е. официальными. Их зачастую можно было видеть в официальных имперских учреждениях. Право на их копирование, тем более создание новых портретов строго регламентировалось и было привилегией членов Императорской Академии художеств. Соответствующий указ за два века существования империи четырежды подтверждался: «… чтобы худым мастерством тех высоких портретов отнюдь нигде не делали и не писали под страхом наижесточайшего истязания».

К сожалению, «университетские» портреты императоров были утрачены после революций 1917 г. Однако благодаря тому, что эти картины были копиями известных «высоких» портретов императоров, сегодня мы можем взглянуть на них. Например, портрет великого князя Николая I был копией с картины Дж. Доу. Второй, вероятно, был копией с картины Е. Ботмана. В таких образах монархи на протяжении целой эпохи взирали со стен актового зала на сдающих экзамены студентов, университетские торжества и актовые речи. Лишь за одно это зал может носить название императорского.

Оригинальный портрет великого князя Николая Павловича, худ. Дж. Доу
Оригинальный портрет императора Николая I, худ. Е. Ботман

Объяснение №4.

Конечно, не только портретами ограничивалось присутствие членов императорской фамилии в Казанском университете. 21 августа 1836 г. университет посетил император Николай I. В Актовом зале ему представили профессоров и служащих. Он обратился к студентам со словами приветствия. Со свойственной императору дотошностью он осмотрел множество университетский помещений и даже распорядился выделить из казны 200 тыс. руб. на сооружение новых университетских клиник.

Актовый зал конец XIX в.
Актовый зал, конец XIX в.

Университет летом 1861 г. посетил еще один Николай из рода Романовых, старший сын императора Александра II. Цесаревич присутствовал на лекциях профессоров Ф.В. Овсянникова (физиолога), И.А. Больцани (физика), А.А. Попова (математик), С.К. Булича (русская словесность), А.П. Чебышева-Дмитриева (уголовное право).

Другой цесаревич, Александр Александрович, будущий Александр III посетил Казанский университет летом 1866 г. Как и его предшественники он осмотрел университетские помещения. До сих пор в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского хранится журнал посетителей, в котором расписался будущий император.

Закономерно, что актовый зал, который не раз был удостоен присутствием августейших особ сохраняет память об этом в своем названии.

Автор: Гафаров А.А.

Предыдущая новостьСледующая новость