Прошел очередной вебинар для сотрудников вузовских музеев. Что музеи рассказывают о себе? Каким образом? Какие используют инструменты? Нужны ли социальные сети вузовским музеям или можно ограничиться страницами вузов? Эти и многие другие темы были затронуты на сегодняшней встрече онлайн. Записи доступны по ссылкам: Вконтакте и Facebook.
Модератор семинара, директор Музея истории Казанского университета С.А. Фролова поздравила коллег с Международным днем музеев, который состоялся вчера. Светлана Анатольевна пожелала всем крепкого здоровья, в особенно непростое время, исполнения желаний и постепенного выхода из карантина.
Об опыте работы в социальных сетях Музея истории Казанского университета рассказали заведующий отделом музейно-образовательных программ и экскурсий М.А. Чуракова, хранитель музейных предметов Р.Р. Хазиахметова, специалист по учету музейных предметов И.М. Ротов. В этом году М.А. Чуракова, И.М. Ротов прошли обучение по ведению социальных сетей, организованное Департаментом PR и рекламы КФУ, что позволило им применять новые инструменты и методики для продвижения музеев КФУ.
М.А. Чуракова рассказала о работе в группе Музеи Казанского университета Вконтакте и Facebook, созданных в ноябре 2016 г., обратила внимание на состав пользователей. Для структурирования контента у музеев КФУ созданы рубрики: #летописьКазанскогоуниверситета, #видимое_невидимое, #знайнаших, #музеиКФУ_события, #дневникэкспедиции, #музеиКФУ_онлайн, #играемсмузеем, #бэкстейдж, #сказкикотамурлыки. Некоторые используются уже с 2016 г., какие-то – только вводятся. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне появилась новая рубрика #героинаучнойобороны об ученых, которые работали в Казанском университете в годы войны.
Р.Р. Хазимахметова поделилась своим опытом работы в социальной сети Instagram. Благодаря удобству и гибкости этой сети, аккаунт музея набрал 1500 подписчиков за год. Разнообразие контента было достигнуто путем использования различных форм подачи материала: тесты, игры, опросы, диалоги, фото-выставки, видео-экскурсии, статьи, короткие заметки. В конце презентации она познакомила с программами, которые используются в Музее истории для обработки фотографий и видео (Inshot), создания афиш (Canva) и редактуры текста для Instagram (бот в Телеграме Text4Instabot).
С.А. Фролова акцентировала внимание на методике написания заметок для соц.сетей, используя технику сторителлинга. Ведь большинство сотрудников университетских музеев – это преподаватели, которые хорошо знают, как писать научные статьи. Но заметки для соцсетей, в отличие от научных статей, должны начинаться не с научной значимости темы, а с «зачина» – введения, который своим ярким содержанием привлечет пользователя, и тот прочитает всю заметку. Важно в заметке давать ссылки на предыдущие материалы и анонс для следующих. Также она отметила, как важно для руководителя каждый день своим примером показывать, что любая работа в музее – это предмет для контента в соц.сетях: монтаж новой выставки, неожиданные и трогательные от посетителей и т.п.
У слушателей возникли вопросы как в музее распределяются обязанности между теми кто пишет заметки, и теми кто, ведет соцсети. Директор музея истории Казанского университета отвечая на этот вопрос заметила, что в работу в социальных сетях включены все сотрудники музея. Безусловно, есть те, кто выставляет материал, отвечает на комментарии, но это не отменяет плановой работы по представлению заметок (до 1 стр.) от сотрудников музея.
Следующей выступила заведующая Музеем истории Томского государственного университета Д.С. Козлова и затронула тему рубрик своего музея: «Редкий кадр», «Редкий экспонат», «Фото под лупой». Последним проектом музея стала онлайн выставка, посвященная Великой Отечественной войне с рассказом о судьбе студента, ушедшего на фронт, в Instagram.
В Этнографическом музее КФУ также существуют рубрики: #мирженщины_ethno, #мирмужчины_ethno, #ремесла_ethno и другие. В преддверии Международного для музеев появилась новая рубрика #5фактов_ethno. Также хранитель музейных предметов К.Ю. Хуснутдинова поделилась главной миссией музея в социальных сетях – популяризация этнографии как науки. Все, кто подписан на наш Этнографический музей, могут это отметить. Полное выступление участника можно послушать с … мин.
Директор музея истории Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина В.Ю. Иващенко рассказывала о ведении социальных сетей еще на первом вебинаре: https://vk.com/museumskfu?w=wall-131150671_2630%2Fall или https://www.facebook.com/pg/museumskfu/posts/?ref=page_internal. Сотрудники музея ведут страницу в социальной сети Facebook и в Instagram. Facebook привлек внимание профессионального музейного сообщества к музею и появлению совместных проектов. Музей на своих страницах ставит задачу образовывать сообщество и рассказывает не только о себе, но и об успешном опыте других музеев. Сотрудник музея О. Красько поделилась опытом работы с Instagram, где также активно развивает различные рубрики, снимает видео и проводит игры.
В музее Уральского федерального университета собственных социальных сетей, к сожалению нет. Новости о музее размещает медиа-центр университета. Директор музея Ю.Б. Шатон надеется исправить эту ситуацию и начать вести социальные сети с привлечением студентов-волонтеров музея.
Также участники вебинара обсудили вопросы об авторском праве контента в социальных сетях и новых методах продвижения аккаунтов.
Всего в вебинаре приняли участие 19 человек: сотрудники университетских музеев Казанского федерального университета, Тюменского государственного университета, Томского государственного университета Томского политехнического университета, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Пермского государственного университета, Музея архитектуры и дизайна Екатеринбурга, Уральского федерального университета.
Следующая встреча состоится 26 мая. Она будет посвящена выставочной деятельности университетских музеев «Выставки малые и большие». На ней будет рассмотрен опыт создания выставочных проектов, реальных и онлайн, разными вузовскими музеями, а также программы, сопровождающие выставки.
Ждем вас на следующем вебинаре!