«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами

Фрагмент картины из фондов Музея истории Казанского университета
Фрагмент картины из фондов Музея истории Казанского университета

В Музее истории Казанского университета несколько лет хранится подарок одной из китайских делегаций – свиток с изображением пейзажа и китайскими иероглифами. Долгое время сотрудники Музея истории Казанского университета не могли атрибутировать это произведение.

Магистр второго года обучения ИФМК КФУ Сю Цзывань (слева)
Магистр второго года обучения ИФМК КФУ Сю Цзывань (слева)

Благодаря магистру второго года обучения Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Сю Цзывань удалось это сделать. Оказалось, что это копия памятника древнекитайского искусства – картины художника династии Сун Чжан Цзэдуаня (1085–1145) «Вдоль реки во время празднования Цинмин».

Цинмин – это традиционный китайский праздник поминовения усопших, который отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния. На картине изображена повседневная жизнь столицы Бяньцзин (современный Кайфэн) во время расцвета эпохи династии Сун (4 февраля 960 — 20 марта 1127). Представленные зарисовки раскрывают образ жизни всех слоев общества от богатых до бедных, а также различные виды экономической деятельности в сельской местности и городе, дают представление о старинной одежде и архитектуре.

«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №3
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №4
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №5
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №6
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №7
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №8
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №9
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №10
«Китайская Мона Лиза» или шанс познакомиться с былыми временами, изображение №11

Картина считается самой известной среди всех китайских картин и получила название «Китайская Мона Лиза». Оригинал выполнен на шелковом полотне высотой 25,5 см и длиной 5,25 метра. На нем изображены 814 человек, 28 лодок, 60 животных (верблюдов, лошадей, ослов и т.д.), 30 зданий, 8 кресел-седанов, 28 лодок и 170 деревьев.

Панно условно делится на два части – сельская местность и густонаселенный город. Правая часть картины – сельская местность. Здесь есть поля и неторопливые сельские жители – преимущественно фермеры, пастухи и свиноводы в деревенском пейзаже. Проселочная тропа переходит в дорогу и соединяется с городской дорогой. Левая половина – это городская зона, которая в конечном итоге ведет в сам город с воротами. В этой области можно увидеть разные виды экономической деятельности: погрузка товаров на лодки, магазины и даже работу налоговой службы. Изображены люди всех слоев общества: торговцы, жонглеры, актеры, нищие, монахи, просящие милостыню, гадалки и провидцы, врачи, трактирщики, учителя, мельники, слесари, плотники, каменщики и ученые всех рангов.

За пределами города есть предприятия, продающие вино, зерно, подержанные товары, посуду, луки и стрелы, фонари, музыкальные инструменты, золото и серебро, украшения, крашеные ткани, картины, лекарства, иглы и артефакты, а также множество ресторанов.

Люди и товары перевозятся различными видами транспорта: колесными повозками, животными (в частности, большим количеством ослов и мулов), паланкинами и колесницами. Река забита рыбацкими лодками и пассажирскими паромами, а бурлаки тянут большие корабли.

Произведение всегда было очень почитаемо. Художники последующих династий создавали переосмысленные версии, каждая из которых следовала общей композиции и теме оригинала, но отличалась деталями и техникой. Одна из первых копий, обычно считающаяся близкой к оригиналу, была сделана Чжао Мэнфу во времена династии Юань (1271-1368). Еще одна копия была написана во времена династии Мин (14-17 вв.) Цю Инем. Эта версия имеет длину 6,7 метра, больше, чем у оригинала. На ней были заменены виды династии Сун на виды династии Мин. В копии династии Мин деревянный мост Сун заменен каменным. Арка каменного моста намного выше, чем у деревянного оригинала, и там, где в оригинале лодка вот-вот врезалась бы в мост, в новой интерпретации лодка проплывает под мостом. На картине, подаренной в Музей истории, изображен деревянный мост.

Сегодня, более сорока репродукций картины находятся в музеях Китая, Японии, Кореи, Тайваня, Великобритании, Северной Америки и Франции. У входа в министерство иностранных дел в Пекине выставлена большая современная репродукция.

Оригинальный свиток хранится в Пекине, в Дворцовом музее Гугун и выставляется для осмотра один раз в несколько лет.

В Музее истории Казанского университета представлена сувенирная копия с подлинной картины XII в. Чжан Цзэдуаня высотой 34 см. и длинной 380 см., печать на шелке, наклеенном на бумагу.

Также в 2020 г. в Музей истории Казанского университета был передан свиток с увеличенным и воспроизведенным фрагментом этой картины (левая часть с городским пейзажем). Рисунок выткан разноцветными нитями.

Автор: Вагапова Ф.Р.

Предыдущая новостьСледующая новость