Проект Музея истории Казанского университета победил в конкурсе «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
«Учёные дети» — научно-просветительский и культурный проект, который будет реализован в формате 2 аудиоспектаклей для детей школьного возраста Казанским (Приволжским) федеральным университетом в партнерстве с Казанским государственным театром юного зрителя. Местом действия одного спектакля (ландшафтного) для детей младшего и среднего школьного возраста будет университетский комплекс/сад, который открыт для свободного посещения. Это благоустроенная, живописная и огороженная территория в центре города с уникальным архитектурным ансамблем в стиле позднего классицизма и памятниками. На территории университета не только учились, совершали научные открытия, но и жили студенты и преподаватели в XIX-XX вв. Второй спектакль для детей старшего возраста создаётся для экспозиции Музея истории Казанcкого университета. Во время спектаклей дети будут вести наблюдения, ставить эксперименты, результаты которых запишут в «Дневник впечатлений». На территории сада (или в зданиях комплекса) появятся различные арт-объекты, которые преобразят среду, и сделают её еще более притягательной. Аудиоспектакли — это не экскурсии по Музею истории и университетскому комплексу с перечислением имен учёных, дат открытий и т.п. В результате проекта группой из сотрудников музеев КФУ, режиссера, драматурга, сценографа, дизайнера, актеров, композитора будут созданы новые произведения, позволяющие современным художественным языком рассказать истории про обычных, но учёных-людей, которые жили в другое время, тоже были детьми, учились в гимназиях, университете, любили, страдали, искали, смеялись, путешествовали, делали открытия. Аудиоспектакли будут озвучены актерами Казанского театра юного зрителя, дополнены музыкальными произведениями. Спектакли должны ярко показать жизнь научного сообщества, для того, чтобы университетский комплекс не отпугивал детей своей величественностью и монументальностью, а стал для них местом притяжения и силы, чтобы в дальнейшем, именно посещение университетских музеев оказало влияние на выбор жизненного пути и профессии.
В основе проекта: фонды музеев и Научной библиотеки КФУ. Это, в основном, персональные коллекции учёных и воспитанников университета, таких как геометр Н. Лобачевский, астроном И. Симонов, натуралисты и зоологи Э. Эверсман, Н. Вагнер, химики Н. Зинин, К. Клаус и А. Бутлеров, писатели С. Аксаков, Л. Толстой и др. Коллекции включают документы (воспоминания, письма, грамоты, рукописи), вещи ученых (очки, письменные приборы и др.), портреты, фотографии, рисунки, научные приборы, книги и т.п. Традиционно эти материалы используются в научных исследованиях и для выставок, но они содержат много личных историй, которые будут интересны детям. Командой проекта, в которую входят режиссёры Радион Букаев и Светлана Шанская, драматург Алексей Житковский, художник и сценограф Никита Сазонов, при участии детских и студенческих театров эти материалы будут переосмыслены, и впервые станут основой для спектаклей необычного формата, где сценой будет всё пространство университетского комплекса, а также Музея истории. Это даст возможность посмотреть иначе на наследие старейшего вуза России, уйти от обзорных экскурсий и квестов, привлечь семейную аудиторию в музеи вуза. Благодаря впечатлениям, полученным во время спектаклей, имена известных учёных, их биографии, идеи станут для школьников родными и понятными. Каждый школьник на спектакле будет действовать самостоятельно: изучать пространство, взаимодействовать с архитектурным ансамблем/экспозицией, делать эксперименты. Сейчас в университетском комплексе мы слышим звуки современной Казани. Город в XIX в. и XX в. «звучал» иначе: цокали копыта лошадей, раздавался звон колоколов Воскресенской церкви (снесена). Во дворе университете стояли кухни профессоров, бани для студентов, университет пережил время эпидемий и пожары. В помещении Музея истории Казанского университета была церковь, здесь проходили службы, звучали псалмы; потом – разместился спортзал, в годы Великой Отечественной войны – общежитие. Спектакли погрузят слушателей в атмосферу другой эпохи, позволят почувствовать себя частью славной истории великой страны.
Кроме аудиоспектаклей, в ходе проекта будут созданы кейсы (комплекты) для участников спектаклей, проекты арт-объектов для университетского комплекса, который привлекает семьи с детьми своей живописностью и таинственностью как открытое парковое пространство в центре города для прогулок. Но двухвековая история этого комплекса отражена в мемориальных досках на зданиях, которые не предназначены для детей и малоинфоративны для них. Арт-объекты – это не памятники и не создание детской площадки в университете. Они должны быть небольшими по размерам, изготовлены из антивандальных современных материалов. Это то, что будет обращать нас к воспоминаниям о событиях, которые происходили во дворе и никак не обозначены в пространстве университета (пр., запуск ракеты Лобачевским в 1808, пожар и т.п.).
Благодаря этим преобразованиям посетители университетского комплекса узнают о наличии музеев в КФУ. В Казани появится еще одно место для культурного досуга.
Проект рассматривается как шаг на пути повышения открытости и доступности музеев КФУ как центров сохранения, презентации и популяризации научного и культурного наследия РФ. Он позволит сломать парадигму о том, что вузовский музей — это достояние только одного конкретного вуза. Произойдет переосмысление роли музеев в развитии КФУ, в т.ч. как катализаторов объединения различных сообществ (местных, креативных и т.п.) вокруг университета. Партнерство с креативными индустриями — это возможность создать творческие программы для школьников нового качества, соединяя память места с театральными технологиями и научными исследованиями, повышение статуса театра и музеев как участников творческой экономики, консолидация творческих сил в регионе. Проект обеспечит партнерство культуры, образования и туризма, поскольку будет реализован на основе сетевого взаимодействия организаций и учреждений социально-культурной сферы с опорой на творческие ресурсы и культурные инициативы.
В качестве дополнительных партнеров привлекаются подразделения КФУ: Институт дизайна и пространственных искусств, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Детский университет, Издательство, Телеканал UNIVER-TV, лицеи, детский театр «Радуга» в Институте психологии и образования; внешние: Министерство образования и науки Республики Татарстан, Гос.комитет по туризму РТ, Министерство культуры РТ, «Городск.детский эколого-биологический центр» Казани, АНО Культурный центр «Аярис», АНО «Театр Птица».
Итоги конкурса «Креативный музей»