Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

Сегодня нет
ни времен, ни пространств,
не то что
людской голос –
передадим
за сотню стран
и как
шевелится волос!

В. Маяковский «Радио-агитатор»

В этом году исполняется 225-лет со дня создания радио.

7 мая 1895 г. А.С. Попов продемонстрировал работу созданного им впервые в мире радиоприемника. Значение средств связи возросло в период Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций. Велика была роль средств связи в Гражданской войне, один из эпицентров которой находился на территории Среднего Поволжья, включая земли Татарстана. В критических условиях владение телеграфной и телефонной связью являлось одним из ключевых ресурсов для обеспечения победы.

Несмотря на то, что прошло уже 225 лет, радио по-прежнему играет огромную роль в жизни людей самого разного возраста. Активное развитие технологий внесло свои коррективы, сегодня особым спросом пользуется онлайн-радио. Во время Второй Мировой войны радиосвязь стала важнейшим средством оперативного управления войсками и информирования населения огромной страны. 22 июня 1941 г. ранним утром в 4 часа неожиданно начали поступать звонки из Минска, Риги, Киева и других городов. Корреспонденты радио сообщали, что города бомбит немецкая авиация. Через некоторое время вызвали Ю.Б. Левитана. Из Кремля поступил пакет с сообщением о том, что в 12 часов будет передано важное правительственное заявление. В 12:00 с заявлением Советского правительства выступил председатель Совета Народных Комиссаров В.М. Молотов. В заявлении говорилось о том, что фашистская Германия совершила вероломное, внезапное нападение на Советский Союз, несмотря на то, что в 1939 году был заключен договор о ненападении между СССР и Германией, пакт Молотова-Риббентропа. Заявление заканчивалось словами: «Наше дело правое», «Враг будет разбит!», «Победа будет за нами!». Миллионы людей услышали это сообщение из громкоговорителей, которые были разработаны в 1921 г., группой радиоспециалистов 2-й Казанской военной базой радиотелеграфных формирований.

В 1918 г. в составе стрелковых дивизий начали формироваться батальоны связи, в кавалерийских и иных частях образовывались подразделения и команды связи. В Саратове и во Владимире были созданы две базы радиотелеграфных формирований Красной Армии, являвшиеся учебными и техническими центрами подготовки радиоподразделений. В Саратове 2-я база радиотелеграфных формирований находилась всего несколько месяцев. В связи с неблагоприятной военной обстановкой в этом районе было принято решение перевести базу в г. Арзамас, а затем в Казань.

Начальником базы был назначен опытный радиоспециалист, выпускник физико-математического факультета (1910) Казанского университета А.Т. Углов (1884-1938). В 1914 г. он был мобилизован, а летом 1915 г. направлен в Петроград, в офицерскую электротехническую школу, которая выпустила многих выдающихся деятелей радиотехники. Как талантливого специалиста, его оставили в этом учебном заведении, где он заведовал радиокабинетом.

С 1 сентября 1919 г. 2-я база радиотелеграфных формирований официально стала называться 2-й Казанской базой радиотелеграфных формирований. Базе был передан личный состав и имущество эвакуированного сюда из Петрограда бывшего учебно-запасного электротехнического батальона, снабжавшего в годы Первой мировой войны русскую армию радиотелеграфными устройствами и специалистами.

Первые научно-технические разработки проводились на квартирах начальника базы А.Т. Углова и начальника радиостанции Управления базы А.В. Дикарева. Только в конце января 1920 г. радиолаборатория разместилась в небольшом деревянном доме на Арском поле.

2-я Казанская база радиотелеграфных формирований готовила для Красной Армии радиостанции, пеленгаторные станции, телеграфные и авиационные отделения. С ноября 1920 г. начал выходить научный журнал «Радиотехнические известия 2-й базы радиотелеграфных формирований», освещавший работы по радиотелеграфированию.

На базе проводилась большая научно-исследовательская работа по разработке новейших, по тому времени, радиостанций. В лабораторию был привлечен профессор Казанского университета, известный своими исследованиями в области внутреннего фотоэффекта, в то время находившийся в эвакуации в Томске, В.А. Ульянин. В письме на имя начальника радиоотдела Управления радиосвязи Красной Армии А.Т. Углов писал: «Прошу Вашего ходатайства перед Народным комиссариатом просвещения о командировании профессора Ульянина и его ассистента Соколова из Томского университета с тем, чтобы они помогли 2-й радиобазе в ее работах по беспроволочной радиотелеграфии и радиотелефонии. Для обеспечения его и его ассистента прошу дать соответствующую телеграмму в Томскую радиобазу, копию каковой направить профессору Ульянину». В штате радиолаборатории было всего шесть человек: Н.Т. Углов, А.В. Дикарев, З.В. Виткевич, Л.В. Виткевич, К.А. Кравчук, М.И. Лохтина.

Во 2-й Казанской базе радиотелеграфных формирований были проведены опыты, положившие в нашей стране начало звуковому вещанию по проводам. Еще в 1920 г. при испытаниях мощного радиопередатчика Казанской радиобазы была достигнута дальность слышимости в 1000 км. (Казань-Астрахань). Приём велся с помощью 6-кратного лампового усилителя конструкции А.В. Дикарева. Летом 1921 г. оба радиопередатчика Казанской радиобазы поддерживали уверенную связь почти со всеми городами Поволжья (Нижний Новгород, Уфа, Самара, Саратов).

1 мая 1921 г. сотрудники 2-й Казанской военной базы радиотелеграфных формирований установили рупоры на Театральной площади и в Красноармейском саду для усиления голоса оратора. Когда начали читать газету, звуками громкой речи заполнилась вся площадь. 7 мая новость о громкоговорителе напечатали в газетах «Правда» и «Известия». Прочитав новость, В.И. Ленин послал следующую записку Управлению делами Совнаркома: «Я читаю сегодня в газетах, что в Казани испытан (и дал прекрасные результаты) рупор, усиливающий телефон. […] Если верно, надо поставить в Москве и в Питере…».

3 июня 1921 г. Совет труда и обороны вынес постановление, которое поручало Народному комиссариату почт и телеграфов срочно организовать в Москве передачу «устной газеты» с применением громкоговорящих телефонов на шести площадях.

Усилитель Казанской базы радиоформирований был передан Управлению Московской городской телефонной сети. К 17 июня 1921 г. (дню открытия 3-го Конгресса Коминтерна) монтажные работы по прокладке телефонных проводов на площади и установке форпостных телефонов были закончены. Днём на площадях Театральная (б. Свердлова), Серпуховской (б. Добрынинской), Елоховской (б. Бауманской), площади Андроньевской (б. Прямикова), у Крестьянской заставы и на Девичьем поле перед группами москвичей внезапно раздалась громкая человеческая речь – шла передача последних известий РОСТА (Российского Телеграфного Агентства). С этого дня ежедневно от 21 до 23 часов через громкоговорящие телефоны регулярно передавалась «устная газета» РОСТА. Нередко, кроме газетных сообщений, передавались доклады и популярные лекции. «Устные газеты» у москвичей пользовались огромным успехом. Вечерами на площадях к началу передачи собиралось множество слушателей.

[…]

А нынче
от вечных ночей
до стран,
где солнце без тени,
в мильон
ушей слухачей
влезают
слова по антенне!

[…]

Чтоб шли
скорей
века без оков,
чтоб близилась
эта дата –

бубни
миллионом
своих языков,
радио-агитатор!

В. Маяковский «Радио-агитатор». 1925 г.

 

1 ноября 1921 г. Комитет по делам изобретений вынес постановление о премировании коллектива сотрудников 2-й Казанской радиобазы, построившего и успешно испытавшего радиотелефонные передатчики, 31 млн. руб.

В последующие годы Казанская радиобаза была преобразована в отдельный радиобатальон, который построил свою радиовещательную станцию, осуществлявшую передачи лекций, концертов. Опытный концерт этой радиостанции 1 мая 1923 г. был хорошо слышен в Самаре, Саратове, Ижевске и других городах. В дальнейшем, основная группа коллектива работников 2-й радиобазы перешла на работу в Центральную радиолабораторию Треста заводов слабого тока в Ленинграде.

 

Предыдущая новостьСледующая новость