В Музее истории Казанского университета 30 марта в 15.00 состоится открытие выставки, посвященной 135-летию со дня рождения археолога и этнографа Сергея Александровича Теплоухова (1888-1934). Выставка подготовлена музеями КФУ совместно с Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского.
Сергей Александрович родился 3 марта 1888 г. в с. Ильинское Пермской губернии. О его родителях сохранилось мало сведений. Отец Теплоухова, Александр Александрович, работал лесничим. Стоит отметить, что представители рода Теплоуховых внесли значительный вклад в развитие отечественного лесоводства. Дед Сергея Александровича, Александр Ефимович Теплоухов, будучи крепостным крестьянином, был освобожден графиней Строгановой и отправлен на учебу в Германию. Вернувшись в Россию, он стал главным управляющим Пермского имения Строгановых и директором школы лесоводства, земледелия и горнозаводских наук в Петербурге. К концу жизни Александр Ефимович увлекся археологией. Он проводил раскопки на территории Прикамья, открыл множество новых городищ, собрал большую археологическую коллекцию, а также впервые в науке выделил такой тип жертвенных мест как костища. Дядя Сергея Александровича, Федор Александрович, продолжил дело отца и пополнил его коллекцию привезенными из экспедиций этнографическими и археологическими предметами.
В 1907 г. Сергей Александрович успешно окончил Пермское реальное училище и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. Впоследствии в своей автобиографии он напишет: «Научно работать я начал студентом с первых курсов университета…». В студенческие годы Сергей Александрович активно занимался орнитологией и палеозоологией, но под влиянием выдающегося этнографа Б.Ф. Адлера обратил внимание на антропологию, этнографию и археологию. В связи с этим, по окончании университета в 1912 г. он вновь поступил в вуз и выбрал для обучения кафедру географии и этнографии. Уже на 1 курсе он был командирован профессором Адлером в Минусинский край для сбора этнографического и зоологического материала. В результате в экспедиции Теплоуховым была собрана в 1913 г. так называемая Сибирская или Минусинская коллекция. Одним из главных результатов этой экспедиции было опровержение Сергеем Александровичем идеи о Саяно-Алтайской прародине финно-угров.
Минусинская коллекция была приобретена Теплоуховым в Хакасско-Минусинской котловине в 1913 г. Коллекция включает богатое собрание сибирских древностей от эпохи бронзы до позднего средневековья общей численностью 263 предмета. Это оружие, доспехи, конское снаряжение, орудия труда, украшения и предметы быта, такие как бронзовые зеркала и т.п.
Кроме археологии, в коллекцию Теплоухова входит и этнографическое собрание. Сергей Александрович стал одним из первых учёных, кто подробно описал быт и жизнь сойотов Урянхайского края (историческое название современной Республики Тува в 1914–1921 гг.) – коренного народа Южной Сибири. Собранная им коллекция – 178 ед. (к настоящему времени сохранилось чуть более 130 ед. в фондах Этнографического музея Казанского университета), является неоценимым вкладом в дело изучения народов Сибири.
В Этнографическом музее Казанского университета коллекции был присвоен номер 172 – «Материальная культура сойотов Урянхайского края. Материалы экспедиции С.А. Теплоухова. 1913 год». Среди предметов –элементы традиционной одежды, аксессуаров и украшений; религиозно-культовые предметы; музыкальные инструменты и детские игрушки; предметы быта и домашнего обихода; хозяйственные и деятельностные принадлежности; лекарственные средства.
В 1914 г. по поручению Казанского Общества естествоиспытателей С.А. Теплоухов провел обследование археологических древностей, извлекаемых при торфяных разработках со дна Аятского озёра в Екатеринбургском уезде Пермской губернии. В результате этой экспедиции была собрана значительная коллекция оружия, орудий труда и кухонной утвари эпохи бронзы и позднего средневековья. Коллекция насчитывает 335 предметов, подавляющее большинство из которых фрагменты керамики с различными орнаментами.
Стремления Сергей Александровича к научной работе не остались незамеченными. В 1914 г. Сергей Александрович был направлен на стажировку в Санкт-Петербургский университет. Несмотря на активное сотрудничество со многими выдающимися этнографами и археологами этого периода, он не поменял тему исследований. Ученый продолжил изучать происхождение финно-угорских народов, для этого совершал регулярные экспедиции на территорию Среднего Урала.
В 1917 г. Теплоухов вернулся в Казань и стал преподавателем Казанского университета. В 1918 г. он уехал к родственникам на отдых в Пермь. Именно там Сергея Александровича и застала Гражданская война. Город оказался на территории, которую контролировала армия А.В. Колчака. Учёный был вынужден устроиться в Пермский университет, а затем с вузом эвакуироваться в Томск. Став преподавателем Томского университета, он продолжил свои антропологические и археологические изыскания, которые, что удивительно, финансировались правительством Колчака.
В Томске Сергей Александрович познакомился с археологом С.И. Руденко, ставшим впоследствии его соратником и коллегой. Совместно с ним Теплоухов проводил планомерные раскопки на Енисее с целью обнаружения наиболее древних стоянок, городищ и селищ. Эта работа позволила создать первую для данного региона периодизацию сибирских археологических памятников.
В 1922 г. коллеги переехали в Петроград. Сергей Александрович начал преподавать и работать в различных вузах и культурных учреждениях города: Петроградском (позднее, Ленинградском) государственном университете, Русском музее, Академии истории материальной культуры. О его лекторских способностях крупный сибирский археолог М.П. Грязнов говорил: «Сергей Александрович не был искусным лектором, не обладал ораторскими способностями, речь его страдала некоторыми недостатками, но лекции его пользовались неизменным успехом. В свои лекции он вкладывал всю страсть своей ищущей натуры, он стремился не столько к тому, чтобы сообщить своим слушателям какую-то сумму известных науке фактов, сколько передать им ту жажду знаний, которая обуревала его, и указать пути утоления её. Он горел на лекциях, но горел без эффектного пламени, а жарким внутренним огнём, и огонь его передавался слушателям».
Каждый год Сергей Александрович выезжал в экспедиции в Киргизию, Хакасию, Минусинский край. Последний регион стал главным объектом его изучения. Многолетние археологические работы позволили учёному классифицировать археологические культуры Минусинской котловины. Результаты этих исследований он представил в статье «Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края», которая была опубликована в сборнике «Советская этнография» в 1929 г. Кроме того, ему первому удалось выделить андроновскую культуру – культурно-историческую общность, ареал которой включал территории Казахстана, Южного Урала, Западной Сибири, западной части Средней Азии.
Теплоухов принимал участие в работе многих научных обществ. Еще до революции он активно сотрудничал с Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Позднее был участником различных научных конференций, в частности, в 1927 г. в третьем Всероссийском съезде зоологов, анатомов, гистологов в Ленинграде, в Первой археологической конференции в Москве в 1931 г.
Жизнь Сергея Александровича Теплоухова закончилась трагично. В 1930 г. С.И. Руденко был арестован по обвинению во вредительстве и пособничеству крупной буржуазии. Заступившись за коллегу, Сергей Александрович навлек беду и на себя. 26 ноября 1933 г. его арестовали по статье 58-11 Уголовного кодекса РСФСР и обвинили в участии в контрреволюционной фашистской организации. В марте 1934 г. дело было прекращено в связи со смертью обвиняемого. Обстоятельства гибели Сергея Александровича неизвестны и по сей день. По одной из версий, он покончил жизнь самоубийством. 27 мая 1958 г. ученый был реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления».
Жизнь и научная деятельность Сергея Александровича Теплоухова свидетельствует о высоком таланте ученого и его постоянном желании открывать что-то новое, еще никем неизведанное. Его научные труды по археологии Сибири, антропологии и этнографии финно-угорских народов до сих пор не потеряли своей востребованности в исследовательском сообществе, а преподавательская деятельность внесла значительный вклад в развитие научных школ многих университетов страны.
На выставке представлены коллекции Археологического и Этнографического музеев Казанского университета.