Разговоры в коридоре у окна

Сегодня Семену Александровичу Альтшулеру исполнилось бы 109 лет. Выдающийся физик, преподаватель, руководитель, он прошел всю войну, воспитал плеяду ученых. Под его руководством кафедра магнитной радиоспектроскопии обрела всемирную известность.

С.А. Альтшулер (1970-1980-е гг.)
С.А. Альтшулер (1970-1980-е гг.)

Сегодня мы вспомним его как человека, интересующегося не только наукой, но и историей. В 1970-х гг. в Казань из Москвы привезли установку Е.К. Завойского по наблюдению электронного парамагнитного резонанса и некоторые материалы. С.А. Альтшулер загорелся идеей восстановления установки и истории открытия. О создании Музея-лаборатории Е.К. Завойского тогда речи не шло, но большой сбор материалов и приборов происходил именно в то время.

Приведем воспоминания Игоря Ивановича Силкина, создателя Музея-лаборатории Е.К. Завойского:

«Я учился на физическом факультете Казанского университета 2 года, потом, по состоянию здоровья мне пришлось уйти, но посещать университет, лаборатории я не перестал. Мой брат [Н.И. Силкин] познакомил меня с Семеном Александровичем. Он и предложил мне восстановить установку Е.К. Завойского, привезенную из Москвы.

Экскурсия в Музее истории. Крайний справа И.И. Силкин.
Экскурсия в Музее истории. Крайний справа И.И. Силкин.

До этого он уже предлагал двум физикам с кафедры заняться этим, но никто справиться не мог, а я всегда был хорошим радиотехником. Семен Александрович любил говорить «Никто не хочет историей заниматься, все хотят нобелевские получать».

Слева направо: Силкин И.И., Коноплев, Соломонов В Музее Завойского, 1995 г.
Слева направо: Силкин И.И., Коноплев, Соломонов В Музее Завойского, 1995 г.

Наши обсуждения, разговоры проходили в основном в коридоре, когда мы случайно встречались, подолгу разговаривали, даже если его кто-то ждал. В кабинете мы тоже общались, но чаще всего разговор шел именно в коридоре. Кабинет его был на втором этаже кафедры магнитной радиоспектроскопии, сейчас там находится учебная аудитория.

Мы обсуждали проблему определения магнитного момента нейтрона [его совместное с Таммом открытие], мог ли Евгений Константинович в 1941 г. наблюдать ядерный магнитный резонанс, заявление Дорфмана о том, что это он первый открыл электронный парамагнитный резонанс, найденные мною материалы в архиве. Все это его живо интересовало. Под его руководством, нам с доцентом кафедры магнитной радиоспектроскопии А.В. Дуглавом удалось сделать установку по наблюдению ЯМР, получив сигнал на современном магните.

Нобелевский лауреат К.А. Мюллер в музее-лаборатории Е.К. Завойского, 2002 г.
Нобелевский лауреат К.А. Мюллер в музее-лаборатории Е.К. Завойского, 2002 г.

Он всегда оказывал всестороннюю поддержку по поиску материалов о Е.К. Завойском. В 1981 г. я поехал в Астрономическую обсерваторию им. В.П. Энгельгардта узнать что-нибудь о Е.К. Завойском, поскольку обнаружил в архиве, что 1930-х гг. он проводил там свои эксперименты по исследованию метода сеточного тока. К моему большому счастью я обнаружил там сохранившийся генератор в латунном ящике, служившей подставкой. Когда я привез генератор в университет С.А. Альтшулер ходил по всем лабораториям и рассказывал радостную новость.

В 1983 г. ему удалось достать американский осциллограф «Triumph», который участвовал в экспериментах Е.К. Завойского в 1946 г. Он говорил: «А ты знаешь, Игорь Иванович, у меня за этот осциллограф квартиру просили».

Семена Александровича всегда с теплотой вспоминают его студенты, как о прекрасном лекторе и очень веселом и умном человеке.

Если вы знали Семена Александровича лично, напишите, пожалуйста, ваши воспоминания. Пусть как можно больше людей узнают об этом замечательном человеке.

С другими заметками об С.А. Альтшулере вы можете познакомиться здесь:

С.А. Альтшулер – путь из ученого в солдаты и обратно

Миномёт или самовар?

Предыдущая новостьСледующая новость