В XIX – начале XX в., человек, покупал книгу, но не мог её сразу прочитать. Каждые несколько страниц были соединены. Связано это с технологией создания книг. Страницы в типографии печатают не по одной, как это делаем мы с помощью принтера. Сразу несколько страниц в заранее продуманном порядке размещают на одном большом листе бумаги с двух сторон. Например, на лицевой стороне печатают 1-ю, 6-ю, 2-ю и 5-ю страницы. А на обороте – 7-ю, обложку, 4-ю и 3-ю. В итоге, когда этот лист особым образом сгибали, получалась тетрадка, где страницы шли по порядку. Из таких тетрадок сшивали полноценный том. В XIX – начале XX в. разрезать страницы приходилось читателям.
Этой цели служил изящный нож с небольшим лезвием, который был частью письменного прибора или продавался отдельно. Ножи для бумаги делали из металла, кости, дерева. Так же этими ножами вскрывали письма. Постепенно нож для бумаг стал символом элитарности. Им придавали необычную форму, выполняли из дорогих материалов и украшали. Правда, часто бывало, что библиотека у владельца дорогого ножа для бумаг состояла сплошь из неразрезанных, а, следовательно, непрочитанных томов.
После революции типографии стали работать немного иначе. Блок страниц обрезали по краю специальной гильотиной. А значит, надобность в ноже для бумаг отпала. Но не совсем. Иногда из-за брака некоторые страницы оставались соединенными. Автор этой статьи хорошо помнит, как его дед-букинист постоянно сидел с советскими изданиями и методично разделял листы пластиковым ножом с рукояткой в виде собаки. Похожий нож, кстати, есть в коллекции Музея истории, но выполнен он из бронзы.
Один из ножей для бумаг принадлежал академику Константину Константиновичу Марджанишвили (1903-1981). В 1941-1943 гг. он, как сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова, был эвакуирован в Казань, где жил и работал. В конце XX в. сотрудники Музея истории Казанского университета специально ездили в Москву, и ученые передали им памятные вещи и документы, связанные с работой в Казани. Среди предметов был и нож с рукояткой в виде спаниеля.
Набором письменных принадлежностей из кости и металла владел профессор-физиолог Валидов Ибрагим Гильманович. Есть в нём и нож для бумаг.
Массивные, относительно прочих, ножи из дерева в этническом стиле находятся в коллекции биолога Виктора Алексеевича Попова, создателя первой в России кафедры охраны природы.
А в коллекции математика и физика-теоретика Алексея Зиновьевича Петрова нож для бумаг простой и функциональный – сделан из пластика (полимерной смолы?). Такой точно не лежал на полке, им активно пользовались.
Сегодня ножи для бумаг чаще всего можно встретить в кабинетах больших начальников, как аксессуар, украшающий рабочий стол. С другой стороны, в работе историка, библиотекаря или сотрудника музея ему можно найти применение. Ведь множество прекрасных раритетных книг ждут, чтобы их открыли и прочитали.
Ещё один важный для истории университета экспонат хранится в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Н.И. Лобачевского. Это нож для бумаг с гравировкой «Казанский Императорский университет». Надеемся, что коллеги расскажут о нём подробнее в своих социальных сетях.