Меркурий – это относительно небольшая планета, виднеющаяся на небосклоне среди множества звезд. Сегодня, однако, речь пойдет о Меркурии-человеке, и о звездах иного рода, тех, что сверкают на погонах.
Меркурий Александрович Копырин (1915-1982) – выпускник физико-математического факультета Казанского университета, участник Великой Отечественной войны, профессор кафедры аэродинамики Казанского авиационного института. Он принадлежит к тому поколению, что встретило войну, будучи не моложе сегодняшних аспирантов, тех молодых людей, кто в числе первых ушли на фронт из стен Alma mater. Нам, людям мирного времени, сложно представить себя на их месте. Нам сложно ассоциировать себя с теми студентами, которых теперь называем ветеранами. Но мы попробуем, взглянем на судьбу одного человека за тенью коллективного подвига.
1935 год. М.А. Копырин уже три года как окончил фабрично-заводское училище в Павловске. Он студент второго курса физико-математического факультета Казанского университета. До войны еще шесть лет и заботы у него вполне студенческие. В его тетради незатейливое четверостишье:
«Хоть я Меркурий, но не бог,
И в Греции я не был тоже.
Но вот скажите, кто б помог
Венеру выбрать помоложе.»
Надо отдать должное, обозначенная дилемма отнюдь не занимала ум Меркурия полностью. Как следует из его зачетной книжки, он был примерным многообещающим студентом, ударником, отличником. А поддерживать такой уровень подготовки было нелегко, ведь среди преподавателей фамилии небезызвестных Н.Г. Четаева, Б.М. Гагаева, Е.К. Завойского – цвет Казанской профессуры 30-х гг. XX в. Одновременно молодой человек участвует во всевозможной общественной деятельности. Так на протяжении всего обучения в университете он профорг группы, на первом курсе – начальник «Легкой кавалерии» при горкоме ВЛКСМ, на втором – редактор студенческой газеты. Далее он вел «политшколу» в казанских школах, работал в избирательной комиссии в период выборов в Верховный совет СССР и получил за работу лестный отзыв от членов комиссии. Каждый из этих пунктов нашел отражение в автобиографии, написанной М.А. Копыриным в 1938 г., тревожно заканчивающейся фразой: «за границей родственников нет, репрессированных нет», — напоминающей нам о специфике того времени. И хотя уже в послевоенной аналогичной автобиографии упоминаний об активной общественной деятельности нет, по-видимому, М.А. Копырин искренне любил эту часть своей студенческой жизни. Так, много позже в совсем другую эпоху в 1980 г. в письме университетскому комитету комсомола по случаю организации встречи комсомольцев 1930-1940-х гг., он с нежностью вспоминает о своей студенческой общественной деятельности.
Если вас всё ещё беспокоит дилемма первого стихотворения, спешу успокоить, в 1940 г. уже два года как аспирант Казанского университета при кафедре механики написал следующие строки:
«К тебе летят мои мечты,
Тебя ищу, тебя зову я,
И с каждым днем сильней тоскую
Не зная, милая, где ты?»
Однако, это простое, знакомое любому молодому человеку лирично-меланхоличное состояние влюбленности продлилось недолго. По-видимому, начавшаяся в 1941 г. война и последующий призыв в ряды Красной армии, заставил М.А. Копырина оставить не только обучение в университете, друзей-однокурсников, но и обретенную любовь. Он на долгие четыре года вплоть до 13 декабря 1945 года сменил привычные рубашку и пиджак на военную гимнастерку, которую сейчас можно увидеть в экспозиции Музея истории Казанского университета.
В рядах Красной армии М.А. Копырин занимал различные должности от командира огневого взвода до первого помощника начальника штаба артиллерийской бригады, высшее полученное им звание – капитан. В ходе войны он участвовал в ожесточенных боях под Москвой, потом под Ленинградом. Здесь «за умело спланированную огневую работу полка» по огневым точкам противника в условиях порванной связи М.А. Копырин был награжден орденом Красной Звезды. За аналогичные же действия близ Новгорода, позволившие захватить у противника несколько населенных пунктов, капитан был награжден орденом Отечественной войны II степени. Вскоре после того как блокада Ленинграда была снята силами Ленинградского и Волховского фронтов, находясь в составе последнего, М.А. Копырин написал матери свое самое большое из сохранившихся стихотворений, из которого приведу несколько строк:
«Я к тебе после войны приду,
Голову седую обниму,
Обо всем на фронте пережитом
Вечером за чаем расскажу».
Этим надеждам суждено было сбыться, пройдя после Ленинграда с боями через Прибалтику, Восточную Пруссию, Польшу, до самого Берлина, М.А. Копырин вернулся домой в Казань. Более того он восстановился в аспирантуре в Казанском университете и в должности ассистента в Казанском авиационном институте. Защитив кандидатскую диссертацию уже в 1949 г., Меркурий Александрович получил должность старшего преподавателя на кафедре аэрогидродинамики, где продолжал работать всю оставшуюся жизнь. В 1967 г. – уже в звании профессора. Помимо того, что М.А. Копырин как преподаватель подготовил за свою жизнь не одно поколение специалистов, он как отец воспитал трех дочерей, выпускниц Казанского университета. Его история, кажется ничем не выделяющейся из тысяч таких же, разве, что своим счастливым финалом. Это всё еще точка маленькой планеты на звездном небосклоне. Однако, именно эти истории про обычных людей одного поколения, собранные вместе, позволяют развернуть историю целого мира и Великой Победы.
Вместо заключения, поздравлений с грядущим праздником, слов благодарности или восхищения, приведу лишь следующие строки профессора, оставленные им в 1980 г., по-видимому, одновременно о самом себе и о всем его поколении:
«Хоть ты немного потучнел
И волос стал заметно серебриться,
Но ты в труде, как в битве преуспел,
И Родина тобой гордится.
…
Да, ветеран, твой нужен труд.
И твой порыв и вдохновение
Их, как священный дар, берут
Идущие на смену поколения!»
Автор: Гафаров А.А.