#знайнаших
Сегодня мы взяли интервью у заведующего музея Казанской химической школы Лианы Исламовны Алтыновой, которая рассказала нам о такой области науки, как химия.
— Лиана Исламовна, мы знаем, что по специальности Вы «химик-технолог», а как Вы считаете, какими качествами нужно обладать, чтобы стать химиком?
Л.И.: Для меня самое важное было пробовать делать, экспериментировать. Все те, кто становится химиками, наверное, в первую очередь, я не скажу за всех, но желали, или хотя бы раз пытались что-то с чем-то смешать и что-нибудь получить, в общем, понаблюдать что будет. Это как-то с детства.
В детстве я увлеклась фотографией, специально этому училась. Это сейчас все просто, фотоизображение переносится на компьютер, а тогда нужно было самим готовить растворы для проявления плёнки и фотобумаги. Мама способствовала моему увлечению, и у меня был не плохой по тем временам фотоаппарат ФЭД-3. Сначала, я ходила во Дворец пионеров, а когда стала чуть постарше, пошла на курсы фотографии, там надо было уметь самой готовить растворы, чтобы проявлять фотоплёнку и фотобумагу. То был удивительный для меня процесс, когда на фотобумаге совершенно ничего нет и вдруг, при красном свете проявляется изображение. Это было какое-то волшебство! Наверное, как-то с этого и началось. Но в то время, я любила и увлекалась биологией. И как Бутлеров, сначала я захотела поступать на биофак, а потом так сложилось в жизни, что я, закончив школу, поступила в механико-технологический техникум, где мне стала очень нравиться химия, что и определило выбор профессии, а затем поступила в Химико-технологический университет. Когда я училась в техникуме, мне также очень нравилась технология, нежели исследовательская работа, поскольку я видела результат своей работы. В конечном счете, все химики, даже теоретики, получают какой-то конечный продукт, который должен приносить пользу людям. И это понимание у меня было. Когда я пришла работать в природоохранную лабораторию по водостокам, на производство, на завод СК (синтетического каучука) , то мне необходимо было знать какой цех, чем он занимается, какую продукцию производит, и соответственно было понимание, какие стоки мы имеем, как и что нужно анализировать, какие методики использовать, мы должны были их знать наизусть и анализировать состав веществ в пробах. Там, же на заводе СК я познакомилась с химиками, занимавшимися отраслевой наукой для предприятий, и несколько лет проработала в отраслевом НИИ, таким образом, что такое экспериментальная наука я имею представление не понаслышке.
— Есть ли творческая сторона у химиков? Если да, то в чем?
Л.И.: Конечно, там везде творчество! Даже сейчас я пытаюсь проводить опыты для детей, экспериментируя, чтобы они получились лучше и понятней. Детской литературы по химии в интернете и в книгах – достаточно, но в процессе работы появляются какие-то уже новые наработки, поскольку при воплощении их в жизнь, в практику, понимаешь, что не все так просто, не так, как предлагают источники, поэтому пробуешь, экспериментируешь, чтобы получить и приспособить к тем условиям, в которых я нахожусь. Здесь сплошное творчество, творческая работа. И кроме того все опыты должны быть адаптированы для маленьких детей, до 13 лет, поэтому они должны быть и безопасны, и здесь, нужно что-то придумывать, включая свою фантазию, поэтому все детские занятия я провожу с безвредными веществами, или же с самым низким классом опасности.
— Кем вы восхищаетесь?
Л.И.: Мне нравятся многогранные люди, разбирающиеся не только чем-то одном, но и стремящиеся развиваться и имеющие знания в разных областях. В этом отношении наши химики, например, Бутлеров, Арбузов, были очень многосторонними людьми, их интересовали разные стороны жизни и они любили жизнь.
— Как вы проводите своё свободное время?
Л.И.: Мое самое большое хобби — я занимаюсь тайцзи цюанем и цигуном. Это серьёзные практики и тренировки, которые проходят у нас, здесь, в УНИКСе, а летом проводятся на свежем воздухе. Изначально – это боевое искусство, которым в древности пользовались монахи для защиты своих монастырей, тогда то и были придуманы эти техники, но в обычной жизни тайцзи цюань, также, используется и приспособлено как восточная китайская гимнастика. Цигун, помогает настроиться на дальнейшие тренировки, т.е. идет сначала практика цигуна, а потом уже самый основной блок. Кроме того, люблю также проводить время с друзьями, отправляясь в поездки по нашей республике, и по соседним регионам. В последний раз, осенью, мы ездили в республику Марий Эл, знакомясь фольклором и традициями марийского народа.
Спасибо Вам за интервью
Л.И.: Спасибо!