Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    Вклад казанских химиков в исследования химии металлов и металлургию.

    История горнорудного дела в Волго-Камье началась с незапамятных времен. Внедрение железных орудий труда способствовало активному освоению земельных и лесных угодий, росту ремесленного производства и домостроительства. Первые сведения о выплавке меди из местных песчаников сохранили памятники IV-III тыс. до н.э., расположенные на востоке Татарстана. Наряду с изделиями из меди, при раскопках встречались тигли, в которых плавили медь. Так, происходило развитие металлургии.

    В более поздние времена, т.е сразу же после взятия Казани Иваном Грозным, были начаты поиски полезных ископаемых. Правительство стало уделять значительное внимание разработке рудных месторождений на Камско-Вятских землях. С этой целью из Москвы присылали сведущих людей и в помощь направляли мастеров-плавильщиков, рудокопов и ссыльных. Управлением горных дел ведали воеводы тех округов, где была найдена руда. Поиском рудных месторождений занималось не только правительство, но и многие частные лица. Рудоискательская горячка охватила все сословия, и в XVI-XVIII вв. горным делом занимались купцы и военные, духовенство и простые крестьяне.

    В XVIII в. государственные преобразования, проводимые Петром I, потребовали огромного количества металлургической продукции. Начало Северной войны лишило Россию импорта шведского железа. Именно потребности войны со Швецией стали главным импульсом в петровских мерах, касавшихся промышленности. Указом 1700 г. каждому желающему было предоставлено право искать, разрабатывать рудные месторождения и строить заводы. Был учреждён особый Приказ рудокопных дел, который заведовал горным промыслом.

    Для становления горного дела Петр I приказал нанимать европейских мастеров, поощрял переселение в Россию, чтобы «заводить там заводы». К поиску привлекались пленные шведы, которых отправляли на Урал и в Казанскую губернию. В январе 1705 г. Приказом рудокопных дел в Казань и низовые города Казанской губернии были направлены опытные «рудосыскных дел мастера» шведы Фридрих Блиер и Юрий Шмит, цеховой мастер Кристиан Франк, переводчик Павел Бривцын и двое учеников. Позднее Блиер писал в представлении Сенату, что «в Казанской губернии также находится медная руда… и самородная сера». На берегу р. Вятки было найдено меднорудное месторождение. Ввиду невозможности создать завод шведами были построены простые горны, в которых плавили руду.

    В 1719 г. Рудный приказ был преобразован в Берг-коллегию. Одновременно была издана Берг-привелегия – горное узаконение, предоставлявшее право каждому желающему искать руду даже на чужой земле. Одним из первых, кто составил подробное описание истории горнозаводской промышленности России XVIII в. был В.Н. Татищев, который стал не только историком, но и главным начальником уральских казённых заводов. При активном участии Татищева была открыта школа для обучения горному делу, составлена инструкция по охране лесов, учреждена должность судьи по горнозаводскому делу.

    Промышленное развитие Казанской губернии в XVIII в. имело свои характерные отличия. Если на большей территории России развивалось производство чугуна, железа и меди, то в Казанской губернии действовали преимущественно медеплавильные заводы. Активный поиск руд и использование рудников, уже известных с XVII в. привели к тому, что первой половине XVIII в. на территории Казанской губернии действовало около 10 заводов, которые выплавляли медь и чугун. С конца XVII в. по 1731 г. в 7 верстах от Елабуги, на речке Сарали действовал Саралинский завод, который, который имел чрезвычайно удобное положение.

    Одним из первых «рудознатными» мастерами было обнаружено меднорудное месторождение около д. Кукмор Мамадышского уезда. Его владельцем стал казанский купец О.С. Иноземцев, который в 1743 г. построил медеплавильный завод – один из первых заводов Казанского края.

    Завод Осокиных, изображение с рисунка XVIII в.
    Завод Осокиных, изображение с рисунка XVIII в.

    Но наиболее известными и ведущими промышленниками и владельцами медеплавильных заводов XVIII в. в Казанском крае и на Урале был балахниниский (под Н. Новгородом) купеческий род Осокиных. К медеплавильным заводам Осокиных было приписано 200 рудников и приисков, производительность, которых к 1770 г. составляла около 1500 пудов штыковой меди и до 200-300 пудов листовой меди.

    К концу XVIII в. производительность заводов Казанской губернии, снизилось, заводы перепродавались или закрывались. Связано такое изменение было с целым комплексом причин, но всё-таки основной причиной была нерентабельность производства, в связи с низким содержанием меди в казанских рудах, составлявшей 2,5-3 % в отличие от уральской, где содержание её доходило до 30-40 %. Но это не означало, что работа по получению металлов из руды прекратилась, она только, перешла в другую в область – исследования химии металлов, после открытия Казанского университета в 1804 г.

    А.Я. Купфер
    А.Я. Купфер

    Большой вклад в развитие химии металлов, минералов и металлургии внесли такие ученые Казанского университета как: А.Я Купфер, А.Т. Покровский, К.К. Клаус и др. Совершая научные поездки на Урал, они способствовали развитию металлургии и горнорудного дела в целом, проводя исследования, предоставляли данные и отчеты об имеющихся залежах руд. Так, ординарный профессор Казанского университета А.Я. Купфер в 1827 г. «открывает и измеряет минерал ильменит, который в честь него назвали «купферитом». В этом же году он опубликовал статью «Ilmenit. Kristall.d.Augits&Rothbleierzes» (Ильменит. Кристаллизация авгита и красной свинцовой руды) в журнале «Kastner, Arch. Naturl. X». В 1828 г. 25 июля А.Я. Купфер отправился в научную командировку «по Пермской губернии и Екатеринбургским заводам». «Он посетил Сергиевск, Бугульму, Уфу, Златоуст, Миясские заводы, Екатеринбург…». В ходе научной командировки были проведены минералогические исследования и обследованы горные заводы. При содействии знаменитого металлурга П.П. Аносова посетили также многие золотые и платиновые прииски.

    В Казанском университете химией металлов занимались не только профессора, но и студенты. Один из таких талантливых студентов Казанского университета был А. Виноградский, который проезжая из Казани в Тобольск (родина Д.И. Менделеева), сделал интересные наблюдения о Берёзовских и Николаевских золотосодержащих песках, затем изложил их в своём отчете: «Пески сии лежат по обе стороны речки Берёзовки, на северо-запад от Екатеринбурга. Самый песок состоит из зёрен кварца, яшмы и шпатистого железного камня и других ископаемых. Чистота находящегося золота, меди и железа, также скорость и лёгкость добывания его составляет главное достоинство оных и ценность их весьма увеличивают. Золото, из песков получаемое, бывает чаще кристаллизованное, а это одно заставляет думать, что оно образовалось не в песках, в каменной породе, жилу составляющей…». Отчет студента А. Виноградского был настолько подробным и интересным, что даже тронул суровое сердце попечителя Казанского учебного округа – М.Л. Магницкого, и по его мнению «Слово студента Александра Виноградского о золотосодержащем песке – делает честь ему и профессору Тимьянскому».

    КАПО им. Горбунова
    КАПО им. Горбунова

    В ХХ в. развитие исследования области металлургии и машиностроения в Казани привели к появлению таких крупных предприятий как: КАПО им. Горбунова, Казанский Вертолётный завод, Казанькомтрессормаш и др., а все начиналось с малого…

    Автор: Алтынова Л.И.

    Предыдущая новостьСледующая новость