Геометр Н.И.Лобачевский известен по всему миру. Найти его изображение не трудно. Один портрет, к примеру, хранится в Музее Н.И. Лобачевского, другой — в Музее истории Казанского университета. Но есть изображение Николая Ивановича, которое вызывает споры историков до сих пор. Этот таинственный портрет даже попал на памятную монету. Но точно ли на нём изображён казанский учёный? Об этом мы расскажем в нашей новой статье.
На протяжении всего июня на ул. Баумана г. Казани была организована фотовыставка «Татарстан на памятных монетах», разработанная Национальным банком РТ. Каждое полотно изображало реверс монеты, тесно связанный по своему сюжету с историей города и республики. Среди памятных денег был представлен снимок рубля, выпущенного к 200-летию одного из известнейших ученых Казанского университета – Н.И. Лобачевского. Однако портрет, который был взят за основу при разработке оформления монеты, вызывает ряд вопросов.
В 1992 г. страна торжественно отмечала 200 лет со дня рождения выдающегося геометра Н.И. Лобачевского. В программу памятных мероприятий, помимо возобновления вручения премии имени ученого, входило и создание Банком России специальной монеты. В ходе работы над сюжетом реверса специалистами был подобран «подлинный» портрет Николая Ивановича кисти арзамасского художника В.Л. Щеголькова.
Впервые данное изображение было напечатано во втором томе «Истории Казанского университета» Н.П. Загоскина в 1903 г. Под картиной была представлена следующая надпись: «Николай Иванович Лобачевский, профессор чистой математики, в молодые годы свои». Возможно, Загоскин увидел сходство изображенного на портрете юноши с другими образами ученого. Впоследствии работа В. Щеголькова стала рассматриваться в качестве самого раннего изображение Лобачевского.
Наиболее подробное описание портрета дал известный исследователь биографии Николая Ивановича искусствовед П.Е. Корнилов: «На портрете Н.И. изображен в возрасте возмужалости, почти юношей, с едва пробивающейся растительностью на губах и щеках, но с характерной густой, непослушной шапкой волос. Изображен по грудь вправо (от зрителя), со скрещенными на груди руками, облокотившимся рукой о верхушку канеллированной колонны, на которой лежит фрагмент мраморного барельефа. Черный сюртук, руки спрятаны в белые перчатки, на шее черная косынка с булавкой. Фон справа налево волны красной занавеси со шнурами и кистями; в правой стороне расстилается романтический пейзаж с горами, заходящими лучами, мглистыми, плохо оформленными скалами, разрезающими все пространство позади его фигуры. Как от фона, так и от всей композиции веет какой-то романтикой, близкой к произведениям О. Кипренского, хотя и не без доли провинциализма».
Теория о достоверности изображения поддерживалась на протяжении долгого времени. Однако были и противники данной концепции. Так, ленинградский историк Б.В. Федоренко в середине прошлого века выдвинул целый ряд аргументов в пользу того, что на картине представлен не Лобачевский, а неизвестный юноша. Главной ошибкой, по мнению исследователя, стало несоответствие возрастов художника и персонажа: если портрет изображает Николая Ивановича в 1820-е гг., то на момент написания картины Щеголькову должно быть около 15 лет. Кроме того, у Лобачевского, по воспоминаниям современников были серые глаза, на портрете же юноша с карими глазами. Точку в данном споре поставила криминалистическая экспертиза, которая сравнила работы В. Щеголькова и Л. Крюкова. В результате была обнаружена разница в физиологическом строении лица ученого и неизвестного юноши.
Несмотря на убедительные доводы, в научной среде остаются исследователи, твердо выступающие за достоверность изображения Николая Ивановича. Кроме того, портреты многих известных личностей также отличаются от реальной внешности человека цветом глаз. Художники намеренно используют данную практику для контраста с фоном картины.
Несмотря на аргументы «за» и «против», работа Щеголькова прочно отложилась в общественном сознании как одно из известнейших изображений Н.И. Лобачевского. А что думаете вы? Похож юноша на Николая Ивановича или нет? Ждём ваши ответы в комментариях!
Автор заметки: Афанасьев А.Ю.