Закрыть
Набережные Челны

    Фронтовая скрипка

    Скрипка – смычковый струнный музыкальный инструмент. Предмет представляет собой плоский ящик, приближенный к овальной форме, с двумя выемками по бокам и грифом. Верхняя и нижняя плоскости корпуса называются деками. Верхняя дека имеет два небольших резонаторных отверстия в форме латинской буквы f – эфы. Нижняя дека изготавливается из более твердого дерева для отражения звука. Вдоль верхней деки и грифа помещаются 4 струны. Под струнами располагается подгрифок, или
     струнодержатель. Сейчас в отверстие подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, которые облегчают настройку скрипки.
    Формы данного музыкального инструмента установились к XVI в. К этому времени производством скрипок прославилась Италия, в частности мастера из города Кремона. Кремонским скрипичным мастером был известный представитель семейства Амати – Николо Амати. У Амати была своя школа по изготовлению скрипок, из которой в дальнейшем вышли такие знаменитые мастера такие как Антонио Страдивари, Франческо Руджери, Якоб Штайнер.
    Работы Амати и его учеников ценились очень высоко. Их инструменты отличались прекрасно сделанной формой и превосходными материалами. Инструменты похищали, подделывали, копировали. А в конце XIX – начале XX вв. общепринятой практикой стала попытка европейских мануфактур подражать старинным мастерам. Например, они брали за основу классическую модель скрипки Антонио Страдивари и запускали инструмент в серийное производство. Скрипку дополняли этикеткой с надписью «Antonius Stradiuarius Cremonensis Faciebat Anno [дата]», что переводится как «Антонио Страдивари Кремонский сделал в году [таком-то]». Стоит отметить, что на этикетке присутствовала даже маркировка Страдивари. Она представляла собой клеймо, состоящее из его инициалов (A. S.) и мальтийского креста, заключенных в двойной круг.
     
    Одна из скрипок такого производства принадлежала профессору Казанского университета, этнографу, музыканту Евгению Прокопьевичу Бусыгину (1914-2008). Музыка сопровождала Е.П. Бусыгина всю жизнь: с детства он играл на различных музыкальных инструментах, закончил музыкальные школу и техникум по классу скрипки. И в дальнейшем, Е. Бусыгин играл в составе различных ансамблей и оркестров.
    Совмещая работу профессионального музыканта, Бусыгин учился в Казанском механико-технологическом техникуме, потом в Казанском университете на геолого-географическом факультете. В 1940 г. он с отличием закончил университет по специальности «геоморфология».
    В ноябре 1940 г. Е. Бусыгин был призван в армию, и направлен в 93-ю стрелковую дивизию, которую с началом Великой Отечественной войны отправили на Западный фронт. В 1942 г. Евгений Прокопьевич был ранен. После госпиталя его направили во фронтовой армейский ансамбль песни и пляски 20-й армии. С этим ансамблем Е.П. Бусыгин прошел все фронты Великой Отечественной войны, провел сотни концертов. В 1943 г. после одного из концертов к нему подошел полковник, поблагодарил за концерт и подарил трофейную скрипку. Он играл на ней и после войны, когда работал в оркестре театра оперы и балеты.
     
    Скрипка Бусыгина высотой 60 см. Инструмент в хорошем состоянии, но отсутствует смычок. Внутри скрипки есть этикетка с надписью «Antonius Stradiuarius Cremonensis Faciebat Anno 1720» (значит, инструмент производили по образцу скрипки А. Страдивари 1720 года). Стоит отметить интересный момент: присутствие рычажно-винтовой машинки, на которой есть гравировка ценника советского формата (1 руб. 40 коп.). Этот предмет мог быть установлен самим Бусыгиным, так как на скрипках производства европейской мануфактуры конца XIX – начала XX вв. такого предмета, а тем более с советской гравировкой, точно быть не могло. В 1985 году Е. П. Бусыгин подарил скрипку Музею истории Казанского университета. Сейчас инструмент находится в экспозиции музея вместе с другими личными вещами этого выдающегося ученого, этнографа и музыканта.
     
    Автор: Фархутдинова А.
    Предыдущая новостьСледующая новость