Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    «Bouillotte»: для игры или для чтения?

    «Bouillotte»: для игры или для чтения?, изображение №1

    Лампа-бульотка – это распространённый в XIX в. вид светильника, представлявший собой бронзовый канделябр с цилиндрическим непрозрачным абажуром, который мог быть круглой, шестигранной или как в данном случае овальной формы, обычно зелёного цвета, иногда украшенный разнообразными орнаментами. Главное отличие этой лампы от простого канделябра заключалось в подвижности абажура или подсвечника, свободно перемещающегося по вертикальному стержню. Благодаря такой конструкции лампу можно было настроить так, чтобы она освещала только стол и предметы на нем. Эта особенность с момента появления лампы сначала во Франции, а потом и по всей Европе была оценена и приспособлена для себя любителями карточных игр. Так во время затяжной партии свет от сгорающих свечей можно было контролировать, чтобы тот освещал лишь карты и карточный стол, оставляя в тени лица игроков.

    Гравюра. Рюот Луи Шарль Старший. L'Escamoteur. Франция, 1804
    Гравюра. Рюот Луи Шарль Старший. L’Escamoteur. Франция, 1804

    Собственно, своему необычному названию лампа обязана карточной игре «Bouillotte», возникшей в период революции в конце XVIII в. и ставшей очень популярной в Европе в первой трети XIX в. Партия «Bouillotte» разыгрывалась на специальном столе с отверстием в центре, в которое вставлялась лампа. Наиболее близким сохранившимся сегодня аналогом «Bouillotte» является карточная игра Брелан. Считается, что эта игра значительно повлияла на становление некоторых разновидностей современного покера.

    Картина Г. Ф. Керстинга (1814), изображающая человека, читающего при свете лампы-бульотки
    Картина Г. Ф. Керстинга (1814), изображающая человека, читающего при свете лампы-бульотки

    Через некоторое время лампы-бульотки перекочевали с карточных столов в рабочие кабинеты. Дорогие лампы выполняли в золочёной бронзе, абажуры расписывали орнаментами по красному или зеленому фону. Особенно актуальными они оказались для чиновников, ученых, чья обширная деятельность попросту не умещалась в светлое время суток. Таковым был и Николай Иванович Лобачевский в наиболее активный период своей жизни, совмещавший обязанности ректора, преподавателя, председателя строительной комиссии, разнообразных научных обществ и т.д. Вечера и ночи, проведенные в рабочем кабинете за чтением в свете лампы документов, отчетов, научных работ и книг не могли, в конце концов, не сказаться на зрении ученого. Высокая нагрузка на глаза, в сочетании со стрессом, вызванным смертью двух детей – в 1846 г. двухлетней дочери Надежды, в 1852 г. старшего сына Алексея, привела к прогрессирующей слепоте ученого. Свою работу «Пангеометрия» Николай Иванович, будучи к 1855 г. практически полностью слепым, ученый диктовал своим ученикам.

    Лампа-бульотка из фонда Музея истории Казанского университета. Первая половина XIX в.
    «Bouillotte»: для игры или для чтения?, изображение №5
    Лампа-бульотка из фонда Музея истории Казанского университета. Первая половина XIX в.

    Несомненно, эти светильники стали свидетелями многих драм, разыгрывавшихся в русском обществе первой половины XIX в., воплощенных впоследствии в литературе и живописи. Их образ настолько прочно вошел в российскую повседневность, что его элементы прослеживаются в электрических настольных лампах XX в. Например, так называемая наркомовская лампа, непременный атрибут рабочего стола советского чиновника в сталинскую эпоху, своим видом явно отсылает к «бульотке».

    Интересный факт. Советский аналог лампы-бульотки, лампу «наркомовскую», можно увидеть на столе А.Е. Арбузова в Музее Казанской химической школы. Похожая лампа стояла на столе В.И. Ульянова-Ленина в рабочем кабинете в Кремле.

    «Bouillotte»: для игры или для чтения?, изображение №6
    «Bouillotte»: для игры или для чтения?, изображение №7

    Автор публикации: Гафаров А.А.

    Предыдущая новостьСледующая новость