Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    «Казанская фотография»

    19 августа 1839 г. на объединенном заседании французских Академии наук и Академии изящных искусств физиком Франсуа Араго общественности был представлен доклад о процессе дагерротипии.

    Луи Дагер

    Исидор Ньепс

    Дагеротипия – это процесс получения изображения, в основе которого лежит иодид серебра, очень чувствительный к действию света. Сам же дагерротип представляет собой медную пластинку с тонким слоем серебра. Пластину помещали в камеру-обскуру, направленную на неподвижный хорошо освещенный предмет. Полученное изображение проявляли при помощи паров ртути. В результате химической реакции на пластине образовывалась амальгама (ртутно-серебряное соединение), которую фиксировали тиосульфатом натрия. Данная технология стала быстро распространяться, когда французское правительство выкупило у Луи Дагера и Исидора Ньепса (сын Ж.Н. Ньепса, который работал с Дагером) права на изобретение.

    Одним из первых снимков стал дагерротип с изображением мастерской художника, сделанный самим Дагером в 1837 г. В Российской империи же новая технология стала известна в 1839 г. благодаря ученому Иосифу Гамелю. А первый дагерротип в России был получен 8 октября 1839 г. инженером Ф.О. Тереминым, который запечатлел Исаакиевский собор.

    История казанской дагерротипии начинается в 1843 г., когда в «Казанских губернских ведомостях» появилась информация о посещении города мастером дагерротипии, имя которого осталось неизвестным. Позже в Казани появляются и другие мастера, путешествующие по российским городам: Барт, Давиньон, Тицнер, И.И. Пейшес, Х.Ф.-В. Вегенер. Информация об их съемках почти не сохранилась.

    В 1850-х гг. приезжие фотографы стали привычным явлением в Казани: проработав пару месяцев или недель, они продолжали свою работу в других городах. Первая стационарная мастерская фотографии в Казани появилась в 1853 г., а к концу 60-х гг. XIX в. – профессиональные фотографы.

    Дагерротип Вид на Императорский Казанский университет. Неизвестный автор. Казань. 1840-1850-е гг. Из собрания Государственного исторического музея
    Дагерротип Вид на Императорский Казанский университет. Неизвестный автор. Казань. 1840-1850-е гг. Из собрания Государственного исторического музея

    В конце 1870-1880-е гг. наступает расцвет фотографического дела в Казани. Фотозаведения выполняли самые разные виды работ, фотопринадлежности можно было купить в местных магазинах, а не выписывать из столицы или из-за границы. В это же время фотография начинает проникать в научную практику в Казанском университете и использоваться в образовательных целях. Ученые и профессора университета быстро оценили плюсы фотографии в качестве помощницы науки. Например, на выставке Общества археологии, истории и этнографии 1882 г. в качестве экспонатов были фотографии преподавателей из экспедиций. Среди ученых университета были и фотографы-любители, чье увлечение переросло из хобби в общественную деятельность. Так, профессор ботаники Казанского университета Николай Васильевич Сорокин был одним из организаторов и активным участником Казанского фотографического общества.

    В 1890-х гг. среди небольшого круга фотографов-любителей распространилась идея о создании в Казани, по примеру больших городов, фотографического общества. На протяжении двух лет мысль эта идея обсуждалась на небольших частных собраниях, разрабатывался проект устава общества. Всю работу по организации Общества, переписку с государственными органами взял на себя Николай Васильевич.

    Н.В. Сорокин
    Н.В. Сорокин

    18 марта 1895 г. Н.В. Сорокин «по доверию учредителей» подал казанскому губернатору прошение об утверждении фотографического общества, приложив устав общества, который подписали 25 человек. Пройдя все формальности, 6 октября состоялось первое собрание членов-учредителей Общества. На этом собрании присутствовало 13 человек. Первым председателем Казанского фотографического общества был единогласно избран Н.В. Сорокин, были также избраны товарищ председатель, казначей, секретарь и правление. Деятельность Общества была самой разнообразной: устраивались собрания, проводились занятия и лекции, члены общества принимали участие в фотовыставках, сформировалась библиотека.

    В последующие годы многие ученые продолжили совершенствовать процесс получения фотографий, используя разные материалы и реактивы. Появляются цветные фотографии, находят способы тиражирования фотоизображений, изобретают способы их получения без дополнительной работы в лаборатории, и наконец, появляется цифровая фотография. Возникают и различные фотографические техники с совершенно разными результатами.

    Сейчас фотография доступна практически всем, кто-то занимается ей как хобби, а кто-то занимается ею профессионально, сделав делом всей своей жизни. Однако всех фотографов можно поздравить с профессиональным праздником – Всемирным днем фотографии.

    Автор: А. Фархутдинова

    Предыдущая новостьСледующая новость