Закрыть
Набережные Челны

    Как отдыхали профессора Казанского университета в XIX в.

    В XIX в. организация трудового и свободного времени университетских профессоров и преподавателей регулировались уставом университета. Например, по уставу 1884 г. свободное время складывалось из выходных дней (52-х воскресений), летних отпусков в размере 29 дней, дополнительных восьми дней, которые преподаватели могли взять в удобное время, и праздников (32-х церковных и государственных). «Неприсутственными днями» в университете являлись дни православных торжеств, дни рождения, именины членов императорской фамилии и восшествия на престол императора. Но особенность профессии ученых была со своей спецификой и в служебную нагрузку входила только преподавательская деятельность. Научные исследования проводились профессорами в свободное время, и это выделяло университетских сотрудников от простых граждан.

    Как отдыхали профессора Казанского университета в XIX в., изображение №1

    В праздничные и выходные дни профессора и ученые любили ходить в гости и принимать гостей у себя. У Николая Ивановича Лобачевского собирались по средами не только профессора университета, но и художники, путешественники и даже студенты. Во многих семьях профессоров и преподавателей университета, как и у Николая Ивановича, организовывались домашние музыкальные и литературные вечера, спектакли и танцы.

    Здание дворянского собрания
    Здание дворянского собрания

    Семейными праздниками традиционно являлись дни рождения, именины, крещение. Профессора православного вероисповедания, даже не отличавшиеся особой религиозностью, большими праздниками считали Рождество и Пасху. Но вот городские праздничные мероприятия, организованные клубами города, по-видимому, преподаватели посещали редко. К примеру, среди посетителей балов Дворянского собрания в источниках упоминается только профессор Дмитрий Александрович Корсаков.

    В профессорской среде также было принято обязательно поздравлять коллег и наносить им визиты, посещать университетскую Крестовоздвиженскую церковь. В университетской среде существовали и свои корпоративные формы проведения досуга. Профессора организовывали и посещали корпоративные праздники — ежегодные торжества в честь открытия Казанского университета, а также благотворительные балы в пользу нуждающихся.

    Другим излюбленным видом проведения свободного времени были прогулки в Державинском и Лядском садах, Русской Швейцарии и на Арском поле. Прогулки считались признанным способом укрепления здоровья. Об их пользе часто писали местные газеты. Пропагандируя входившие в моду занятия спортом, «Казанские губернские ведомости» сообщали: «личности, убедившись … в значении телодвижения, стали стремиться к развитию вкуса к пешеходным прогулкам в окружающей среде». Регулярно ходили пешком профессора Николай Фёдорович Катанов, Василий Алексеевич Богородицкий.

    Как отдыхали профессора Казанского университета в XIX в., изображение №3
    Как отдыхали профессора Казанского университета в XIX в., изображение №4
    Как отдыхали профессора Казанского университета в XIX в., изображение №5

    Посещение театра также было одним из популярных способов досуга. Театр в XIX в. в Казани был ведущим способом развлечения, а среди профессоров было много театралов. Профессора и их семьи обычно посещали старейший Городской театр, расположенный на Театральной площади. Помимо самого театра, многие профессора любили и оперу. Александр Михайлович Бутлеров и Николай Павлович Загоскин были частыми посетителями оперы и очень её любили.

    Здание театра
    Здание театра

    Увлечения профессоров университета часто перестали из хобби в общественную деятельность. Профессора зачастую становились организаторами и активными участниками общественных организаций, тем самым способствуя развитию общественных форм досуга. Так, уже упомянутый Александр Михайлович Бутлеров, увлекшись пчеловодством, стал освещать и популяризировать его. Николай Васильевич Сорокин, увлекшись фотографией, основал в Казани «Общество фотолюбителей», а также стал автором первой русской книги по аквариумистике, которая позволила каждому сооружать аквариум для личного использования.

    Летом профессора любили проводить свой отдых за городом. В своих имениях они занимались наукой, расслаблялись и проводили время в тишине и покое.

    Как отдыхали профессора Казанского университета в XIX в., изображение №7

    Николай Иванович Лобачевский, по воспоминаниям профессора зоологии Николая Петровича Вагнера, был образцовым хозяином. Семья Лобачевского ездила за город, часто в сопровождении нескольких студентов. Порядок дня Лобачевского, по воспоминаниям его сына Николая Николаевича, был четким и строгим. В 5 утра он вставал и шел работать в сад до 8. Затем к 8 приходил пить чай и до 12 занимался наукой. В 12 Николай Иванович снова отправлялся в сад к колодцу, чтобы принять ванну из холодной ключевой воды. После Николай Иванович возвращался, пил кофе и продолжал работать. Вечером отдыхал 2-3 часа, а затем остаток дня посвящал «гулянию и хождению» для поддержки физической формы. Как вспоминают дети Лобачевского Варвара и Николай, в великолепном саду их отец сам сажал деревья и кусты, расчищал дорожки и превратил овраги и пустыри в цветущие и красивые места с искусственным орошением.

    Сохранились свидетельства о распорядке дня на даче Владимира Михайловича Бехтерева. С восьми утра он писал на открытом балконе, куда ему подавали чай. Днем иногда катался на лодке, перед обедом работал в саду или катался на велосипеде. После обеда профессор отдыхал, затем пил чай и снова садился за свои труды, часто до поздней ночи.

    Профессора, не имевшие собственного имения за городом, как правило, арендовали дачу на лето. В 1880-1890-е гг. за 80 рублей на три летних месяца можно было снять дачный дом из пяти комнат с садом. В этот же период времени годовой оклад профессора был от 2000 до 3000 рублей, и для них это был довольно недорогой вид отдыха.

    Конечно, многие увлечения профессоров были связаны с наукой. Они не только пересекались с их специализацией, но и выходили за её рамки. Николай Иванович Лобачевский увлекался астрономией, Александр Михайлович Бутлеров пчеловодством, коллекционированием бабочек и охотой. Страстным коллекционером был и Карл Федорович Фукс. Дом Фукса напоминал музей, где, по свидетельству современника, все комнаты «уставлены были шкафами и сундуками, в которых тщательно сохранялось это богатство, приобретение чего-либо нового для собрания приводило Фукса в полный восторг и на обогащение своего музея он не щадил средств и затрачивал значительные суммы, выписывая разные предметы даже из-за границы».

    Профессора и преподаватели Казанского университета любили отдыхать, как и все люди. Но в виду специфики их работы и профессии, отдых в свободное время для них часто был продолжением профессиональной деятельности. Тем не менее, у них были свои увлечения, хобби и любимые занятия, которые делали их отдых не только полезным и насыщенным, но и особенным и уникальным.

    Автор: Казаков А.И.

    Предыдущая новостьСледующая новость