Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    А.Я. Богородский. Производство стекла в ХХ в. 

    Развитие стекольного производства началось в ХІХ в. и было продолжено в ХХ. Во многом этому способствовали казанские ученые-химики. Один из них А.Я. Богородский – один из передовых представителей Казанской химической школы. В этом году ему исполнилось 150 лет со дня его рождения. К его научному творчеству проявляли пристальное внимание химики-современники, многие результаты его исследований не потеряли своего значения и по сей день, и интересны не только историкам науки, но и специалистам различных отраслей промышленности.

    А.Я. Богородский (1870-1943) родился в Казани в семье профессора библейской истории Казанской Духовной академии Я.А. Богородского. Отец будущего ученого – один из немногих семинаристов, избежавших общей участи – духовного звания, после окончания семинарии занимался историей и достиг профессорского звания. Мать Алексея Яковлевича – Е.М. Богородская (Ястребова), дочь служителя культа скончалась в 1876 г., когда мальчику шёл шестой год. Как писал сам Алексей Яковлевич:

    «…Первоначальное образование и воспитание я получил от окружающей среды и от отца. Является существенным, что подарками, полученными мною от отца в 10-14-летнем возрасте, были столярный верстак с инструментами, спиртовая лампочка и пробирки для физических опытов, токарный станок и инструменты для дерева и металла. Идя навстречу моим интересам, отец добывал мне книги по химии и другим отделам естествознания. Отсюда начало моих практических ремесленных навыков и интерес к естественным наукам…».

    С 1880 по 1888 гг. А.Я. Богородский учился в 1-й Казанской классической гимназии и после ее окончания, как он писал в своей автобиографии, «… безрассудно поступил на юридический факультет Казанского университета. Осенью 1890 г. понял свою ошибку и перешел на отделение естественных наук». Годы учебы на отделении естественных наук физико-математического факультета Казанского университета были для А.Я. Богородского временем определения будущего призвания. Несомненную роль в этом сыграл видный химик, прекрасный педагог и замечательный наставник молодёжи профессор, член-корреспондент Петербургской Академии наук Ф.М. Флавицкий (1848-1917). Нельзя было назвать А.Я. Богородского старательным учеником, но тем не менее его способности заставили Ф.М. Флавицкого отнестись к нему с вниманием:

    А.С. Ключевич вспоминал:«…Будучи студентом 1-го курса А. Богородский отвлекался от занятий и на экзамене по неорганической химии потерпел провал. Затем ещё раз, и ещё раз – требования профессора к нему стали явно повышенными. Между тем отец Богородского предъявил сыну ультиматум: «Не сдашь экзамен – зарабатывай себе сам на жизнь». Наконец основательно изучив не только учебник Флавицкого, но и «Основы химии» Менделеева, Богородский достиг успеха. И тогда Флавиан Михайлович Флавицкий, давно заметивший его способности, сказал: «Ну, теперь Вы пойдёте по химии». Принадлежать к числу учеников Ф.М. Флавицкого было большой честью.

    В ноябре 1892 г. студент А.Я. Богородский за «Исследование гидратных форм хлористого и бромистого лития» был награждён университетом серебряной медалью. В его статьях много тонких наблюдений и интересных обобщений; основные факты вошли в справочники и учебники. “Гидраты, — писал он в 1893 г. – лишь очень недавно стали исследовать с чисто химической стороны, а в большинстве случаев ограничивались определением состава, часто бедным и недостоверным, главным же образом характеризовали их кристаллографически”.

    После успешного окончания в 1894 г. Казанского университета А.Я. Богородский с дипломом 1-й степени был оставлен при университете стипендиатом для приготовления к профессорскому званию. В 1895-1896 гг. он преподавал химию в 1-м Казанском реальном училище, а в 1897 г. после сдачи магистерских экзаменов и по прочтении пробных лекций «Скорость химических реакций как мера» и «Периодичность свойств химических элементов» получил звание приват-доцента по кафедре химии. В декабре 1898 г. А.Я. Богородский, как он отмечал в своем жизнеописании, «был определен на должность лаборанта при лаборатории неорганической химии казанского университета, состоящей под руководством и заведованием Ф.М. Флавицкого».

    В 1900-е гг. Ф.М. Флавицкий вместе с А.Я. Богородским посетили химические лаборатории Западной Европы для ознакомления с постановкой дела и оборудованием.

    Революцию 1917 г. Алексей Яковлевич встретил довольно-таки прохладно, но все же не желая покидать страну, как это сделали многие из интеллигенции в то время, он плодотворно продолжил работать в Казанском университете.

    Ещё в 1916 г. Алексей Яковлевич активно работал заведующим отделением лаборатории Комиссии сырья при казанском отделении комитета военно-технической помощи, преобразованном затем в общество изучения производственных сил Казанского края. Им изучен анализ смол Казанского газового бензольно-толуольного завода, методы сахарификации древесины, а совместно с Я.М. Лопаткиным проведены исследования для производства стекла (1918) и организовано производство стекла и приборов для лабораторий. В качестве члена Совета рабочего контроля А.Я. Богородский с 1920 г. принимал участие в пуске стекольных заводов Поволжья, состоял членом Казанского губсовнархоза.

    В 1920-х гг. А.Я. Богородский принимал участие в запуске Васильевского стекольного завода «Победа труда», который был основан ещё до революции в 1901 г. мещанином П.И. Богдановым как Волжская стекольная фабрика. Первоначально продукция этого завода – это производство пивных, винных бутылок и оконного стекла. Изделия завода имели широкую известность и получали награды как в Москве (1906), так и за рубежом в Париже (1908). В 1919 г. завод был национализирован и запущен в 1922 г. Благодаря энергии и активности А.Я. Богородского в 1923-1927 гг. происходила реконструкция мощностей завода.

    В 1941 г. после слияния эвакуированного из Ленинградской области завода «Дружная горка», Клинского завода «Химлабприбором» с Васильевским стекольным заводом, объединенный завод стал единственным предприятием владеющим технологией изготовления термостойкого боросиликатного стекла. Рецептура Васильевского стекольного завода была уникальной и с ней работали с 1945 г. Многие стекольные заводы пытались воспроизвести эту технологию, но безрезультатно. Сегодня боросиликатное стекло используется для изготовления посуды для открытого огня, заварочных чайников, лабораторной посуды и т.п.

    В 1958 г. он был переименован в завод химико-лабораторной посуды «Победа труда» и выполнял заказы всесоюзного значения, а также экспортировал свою продукцию 13 стран мира. Такое признание качества продукции во многом заслуга и наших казанских химиков – А.Я. Богородского и А.Е. Арбузова. Недаром на предприятиях по производству химической посуды из стекла есть колба, которая так и называется – колба Арбузова. Ещё в ХІХ в. многие казанские химики сами учились производить для себя химической посуду и только в ХХ в. было налажено её промышленное производство. Таким производством и стал Васильевский стекольный завод.

    Вся громадная организационная работа по подъёму химической промышленности Татарии выполнялась А.Я. Богородским на общественных началах, наряду с напряженной педагогической деятельностью. Отмечая его заслуги в строительстве химической промышленности в 1935 г., в связи с 40-летием педагогической деятельности, Правительство ТАССР наградило А.Я. Богородского Почетной грамотой ЦИК, а в декабре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета ТАССР ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники ТАССР.

    За почти полувековой период педагогической деятельности (48 лет) и 51 год научной работы Алексей Яковлевич воспитал десятки ученых-исследователей, сотни инженеров-химиков, медиков, ветеринаров, строителей. У него выполнил свою первую студенческую работу по аналитической химии «Разработка титриметрического метода определения высших степеней окисления марганца» А.Е. Арбузов, впоследствии знаменитый ученый, основатель русской школы химико-фосфороргаников. Многие ученики Богородского и ученики его учеников стали выдающимися учеными и с успехом продолжают плодотворные направления Казанской школы химиков, развитию которой была отдана вся жизнь.

    Автор: Л.И. Алтынова

    Предыдущая новостьСледующая новость