Закрыть
Набережные Челны

    Г.Х. Камай. Эпизоды из жизни. «Поправка на Моне»

    Г.Х. Камай

    Жизнь выдающегося ученого-химика, профессора Казанского университета и химико-технологического института Гильма Хайревича Камая была полна удивительных моментов и поворотов судьбы. В водовороте жизненных испытаний он был не чужд восприятию произведений культуры и искусства.

    В Томский университет по путевке ЦК РКП(б) Гильм Хайревич поступил на химическое отделение физмата уже после окончания службы в Красной Армии в 1922 г. Прожить на стипендию было трудно и он совмещал учебу с работой грузчика, потом заведовал детским домом, был заведующим педагогическим техникумом. И вот, однажды, как вспоминает сам Гильм Хайревич, со студентом их курса произошёл такой случай:

    «На экзаменах по химии пожилой профессор прервал ответ студента, который что-то рассказывал о красителях, и спросил, как он относится к Монэ.

    Это было в начале двадцатых годов. Честно говоря, никто из нас, пришедших в университет в солдатских шинелях, не смог бы вразумительно ответить на вопрос. Ни о каком Монэ мы и не слышали. Бедняга-студент отделался выразительным молчанием.

    Пруд с кувшинками. Клод Моне
    Пруд с кувшинками. Клод Моне

    – Химику надо интересоваться живописью, – бросил рассерженный профессор. И снизил оценку за ответ.

    Мы в шутку называли это «поправкой на Монэ». Но сгоряча возмущались в коридоре.

    – Безобразие! – говорил кто-то. – Так он до Гомера доберётся.

    Много позже я рассказал об этой истории Александру Ерминингельдовичу Арбузову. Ученый от души посмеялся над незадачливым студентом.

    – Говорите, до Гомера мог добраться профессор? Что ж, неплохо. Зинин читал «Одиссею» в подлиннике. Даже наизусть знал. Он, например, целыми главами читал наизусть лермонтовского «Демона», от строчки до строчки «Мцыри». Может голову зря забивал себе? Зачем химику Гомер или… Монэ?

    Позже я увидел картины Ван-Гога, Гогена, Монэ. Буйство красок, необыкновенное видение мира поразили меня.

    Серия «Вокзал Сен-Лазар». Клод Моне
    Г.Х. Камай. Эпизоды из жизни. «Поправка на Моне», изображение №4
    Г.Х. Камай. Эпизоды из жизни. «Поправка на Моне», изображение №5
    Г.Х. Камай. Эпизоды из жизни. «Поправка на Моне», изображение №6
    Серия «Вокзал Сен-Лазар». Клод Моне

    Интересный эпизод из жизни Монэ приводит Паустовский в «Золотой розе». Художник приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал в обычный туманный день. Картина удалась. Но лондонцы встретили её с возмущением: у Монэ туман был багрового цвета. Хотя каждому известно – туман серый. И только пристальнее вглядевшись, недовольные художником начали примечать: а туман-то над городом действительно багровый.

    Из серии «Парламент». Клод Моне
    Из серии «Парламент». Клод Моне

    Это относится не только к импрессионистам. Взгляните на картины Шишкина, Репина, Левитана, Айвазовского, Куинджи – и вы увидите на них много того, чего не подмечали в жизни.

    Академик Арбузов не раз повторял:

    — Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой».

    Квартет, в котором играл А.Е. Арбузов, профессор-медик Бургсдорф,Н. Н. Парфентьев – ученик Арбузова, В.В. Евлампиев – будущий декан химического факультета КГУ.
    Квартет, в котором играл А.Е. Арбузов, профессор-медик Бургсдорф, Н.Н. Парфентьев – ученик Арбузова, В.В. Евлампиев – будущий декан химического факультета КГУ.

    Продолжая рассуждать об искусстве и музыке Гильм Хайревич пишет:

    «Когда я впервые попал в квартиру Арбузова, немного растерялся. Складывалось впечатление, что эта квартира не химика, а музыканта: в гостиной два рояля, футляры со скрипками. Вечерами здесь звучали мелодии Бетховена, Гайдна, Баха. Арбузов сам виртуозно играл на скрипке, с охотой участвовал в любительских оркестрах.

    Хорошо помню вечер памяти Бородина. Александр Ерминингельдович с вдохновением рассказывал о великом химике – соратнике Бутлерова, Менделеева. А потом вместе с сотрудниками кафедры исполнял музыку Бородина.

    Любимый композитор Арбузова – Бетховен. Александр Ерминингельдович садился за рояль, привычными движениями пальцев пробегал по клавишам. Рояль оживал. Хмурый Бетховен в маленькой раме как бы добрел.

    В молодости Арбузов увлекался живописью. Некоторые профессионалы предсказывали ему блестящую карьеру художника. «Не оправдались» надежды.

    Не стал он и лингвистом, хотя в совершенстве знал латынь, немецкий и французский языки.

    Верх взяла химия!

    К сожалению, история не знает случаев, чтобы искусство открывало законы природы. Всему своё: законы природы открывали и будут открывать ученые. Искусство даёт знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, развивает творческое воображение и учит мыслить».

    Таким образом, благодаря одному из профессоров Томского университета Г.Х. Камай открыл дверь в мир изобразительного искусства, а находясь в среде научной интеллигенции, и, будучи учеником А.Е. Арбузова, приобщился к музыке. Но любовь к химии, понимание многообразия природы химических веществ была для него превыше всего: «Не буду говорить о науке вообще. Мне ближе химия. В химических реакциях, формулах, тонких экспериментах есть своя красота и поэзия».

    Материал подготовлен Л.И. Алтыновой

    Предыдущая новостьСледующая новость