В Музее истории Казанского университета несколько лет хранится подарок одной из китайских делегаций – свиток с изображением пейзажа и китайскими иероглифами. Долгое время сотрудники Музея истории Казанского университета не могли атрибутировать это произведение.
Благодаря магистру второго года обучения Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Сю Цзывань удалось это сделать. Оказалось, что это копия памятника древнекитайского искусства – картины художника династии Сун Чжан Цзэдуаня (1085–1145) «Вдоль реки во время празднования Цинмин».
Цинмин – это традиционный китайский праздник поминовения усопших, который отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния. На картине изображена повседневная жизнь столицы Бяньцзин (современный Кайфэн) во время расцвета эпохи династии Сун (4 февраля 960 — 20 марта 1127). Представленные зарисовки раскрывают образ жизни всех слоев общества от богатых до бедных, а также различные виды экономической деятельности в сельской местности и городе, дают представление о старинной одежде и архитектуре.
Картина считается самой известной среди всех китайских картин и получила название «Китайская Мона Лиза». Оригинал выполнен на шелковом полотне высотой 25,5 см и длиной 5,25 метра. На нем изображены 814 человек, 28 лодок, 60 животных (верблюдов, лошадей, ослов и т.д.), 30 зданий, 8 кресел-седанов, 28 лодок и 170 деревьев.
Панно условно делится на два части – сельская местность и густонаселенный город. Правая часть картины – сельская местность. Здесь есть поля и неторопливые сельские жители – преимущественно фермеры, пастухи и свиноводы в деревенском пейзаже. Проселочная тропа переходит в дорогу и соединяется с городской дорогой. Левая половина – это городская зона, которая в конечном итоге ведет в сам город с воротами. В этой области можно увидеть разные виды экономической деятельности: погрузка товаров на лодки, магазины и даже работу налоговой службы. Изображены люди всех слоев общества: торговцы, жонглеры, актеры, нищие, монахи, просящие милостыню, гадалки и провидцы, врачи, трактирщики, учителя, мельники, слесари, плотники, каменщики и ученые всех рангов.
За пределами города есть предприятия, продающие вино, зерно, подержанные товары, посуду, луки и стрелы, фонари, музыкальные инструменты, золото и серебро, украшения, крашеные ткани, картины, лекарства, иглы и артефакты, а также множество ресторанов.
Люди и товары перевозятся различными видами транспорта: колесными повозками, животными (в частности, большим количеством ослов и мулов), паланкинами и колесницами. Река забита рыбацкими лодками и пассажирскими паромами, а бурлаки тянут большие корабли.
Произведение всегда было очень почитаемо. Художники последующих династий создавали переосмысленные версии, каждая из которых следовала общей композиции и теме оригинала, но отличалась деталями и техникой. Одна из первых копий, обычно считающаяся близкой к оригиналу, была сделана Чжао Мэнфу во времена династии Юань (1271-1368). Еще одна копия была написана во времена династии Мин (14-17 вв.) Цю Инем. Эта версия имеет длину 6,7 метра, больше, чем у оригинала. На ней были заменены виды династии Сун на виды династии Мин. В копии династии Мин деревянный мост Сун заменен каменным. Арка каменного моста намного выше, чем у деревянного оригинала, и там, где в оригинале лодка вот-вот врезалась бы в мост, в новой интерпретации лодка проплывает под мостом. На картине, подаренной в Музей истории, изображен деревянный мост.
Сегодня, более сорока репродукций картины находятся в музеях Китая, Японии, Кореи, Тайваня, Великобритании, Северной Америки и Франции. У входа в министерство иностранных дел в Пекине выставлена большая современная репродукция.
Оригинальный свиток хранится в Пекине, в Дворцовом музее Гугун и выставляется для осмотра один раз в несколько лет.
В Музее истории Казанского университета представлена сувенирная копия с подлинной картины XII в. Чжан Цзэдуаня высотой 34 см. и длинной 380 см., печать на шелке, наклеенном на бумагу.
Также в 2020 г. в Музей истории Казанского университета был передан свиток с увеличенным и воспроизведенным фрагментом этой картины (левая часть с городским пейзажем). Рисунок выткан разноцветными нитями.
Автор: Вагапова Ф.Р.