В 1920-х самой революционной формой одежды был костюм юнгштурма (юнгштурмовка). Его ношение должно было изменить человека и общество, уравнять в правах мужчин и женщин, сплотить молодежь разных стран, показать классовым врагам готовность борьбе.
В фондах Музея истории Казанского университета хранятся несколько фотографий студентов в юнгштурмовках. Сегодня мы хотим рассказать о них подробнее.
Гимнастёрка с отложным воротником и накладными карманами, брюки-галифе или юбка, обязательно, из плотной однотонной ткани, ремень и портупея, фуражка, которую можно было украсить красной звездой – так выглядел костюм юнгштурма. Во второй половине 1920 – начале 1930-х гг. его носили молодые люди по всему Советскому Союзу на работе и во время отдыха. Юнгштормовками премировали за успехи на производстве. А если человек в юнгштормовке позволял себе неподобающее поведение – его могли исключить из комсомола. Но появился этот костюм не в СССР.
В Германии в 1924 г. был создан Союз Красных Фронтовиков – Roter Frontkämpferbund или Rote Front (Рот Фронт). Это была боевая антифашистская организация. Именно в ее честь в СССР назвали кондитерскую фабрику «РотФронт», которая существует до сих пор. В том же 1924 г. году появилось молодежное крыло Рот Фронта – Красный фронт молодежи, который в СССР чаще называли Красный юнгштурм. Это была кузница коммунистических кадров: идеологическая и военная подготовка, спорт, здоровый образ жизни. Вступить в Юнгштурм могли трудящиеся от 16 до 24 лет. «Фронт молодежи» противопоставляли фашистским и правым организациям (Молодой стальной шлем, Молодая Германия, Государственный стяг). Нарочито милитаризированный крой костюма как бы говорил политическим оппонентам – мы готовы воевать!
Почему же в СССР «форменку» юнгфронта перенимали и популяризировали?
Красный юнгфронт был небольшой организацией – 28 000 человек по всей Германии в 1928 г. Но в то же время комсомол Германии был и того меньше – 23 000 человек. Юнгфронт привлекал молодежь деятельной, неформальной активностью. Вместо сухих партсобраний были музыка, шествия, драки с «демократической полицией» и фашистами. В СССР, выстраивая отношения с товарищами из Берлина, не могли игнорировать эту организацию. Хотя, конечно, в Москве надеялись, что постепенно члены Юнгфронта перейдут в комсомол, а потом обзаведутся партбилетами.
Более того, постепенно Рот Фронт и Юнгфронт стали позиционироваться как защитники СССР. По словам основателя Рот Фронта Эрнста Тельмана, его отряды сдерживали угрозу новой буржуазной империалистической войны в Европе. Молодые люди в гимнастёрках и фуражках стали символизировать армию борьбы за мировую революцию. Они вели неравный бой с милитаризированными, правыми, консервативными силами в Европе. Так их, во всяком случае, описывает брошюра «Красный «Юнгфронт» и к чему обязывает его форма» 1928 г.
Когда советский юноша или девушка надевали юнгштормовку, они становились в один ряд с зарубежными товарищами. Одинаковая форма одежды объединяла молодежь разных стран, символизируя идеи мировой революции, популярные в СССР 1920-х.
В Казанском университете юнгштурмовки носили некоторые студенты рабочего факультета. На фотографии из фондов музея шестеро учащихся рабфака. В первом ряду, крайний слева – будущий советский астроном, создатель направления «теоретическая астрофизика» в Казани Шаукат Таипович Хабибуллин.
Для надевших костюм Юнгштурма писали такие напутствия:
«Ношение костюма Юнгфронта, само собой разумеется, не должно сопровождаться посещением ночных ресторанов, кафе, различных баров и прочих злачных мест.
В трамвае, в театре, на улице, везде и всюду, где бы он ни появлялся в костюме, он неизбежно должен сохранять вежливость, предупредительность, дисциплинированность».
По-настоящему всеобщим костюм юнгштурма так и не стал. Уже в начале 1930-х гг. он подвергся критике:
«Костюм юнгштурма совершенно не оправдан как бытовая одежда и по существу таковой не является. «Юнгштурм» — форма для коллективных выступлений, для военной учебы и т.д. В обычных бытовых условиях отдыха и труда, не требующего спецодежды, его нельзя считать видом нового костюма, ибо в нём не соблюдены требования гигиены в отношении выбора ткани и покроя. А ношение портупеи, не выполняющей никакой функции в быту, следует признать не только бессмысленным, но и вредным явлением». (Эйхенгольц Е. Проблема массовой одежды // Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств. – М.-Л., 1931).
Идея мировой пролетарской революции потеряла свою популярность с приходом к власти И.В. Сталина. Единая форма для «солдат армии мировой революции» – юнгштурмовка – стала не актуальной.
При этом некоторое влияние на советский костюм «юнгштурмовки» все-таки оказали. Пионерская форма (два кармана на груди, отложной воротник), костюмы туристов-походников, куртки строительных отрядов. Даже современное слово «штормовка», по одной из версий происходит как раз от «юнгштурмовки». И речь не только о прямом заимствовании кроя. Костюм юнгштурма расширил границы приемлемой одежды, предложил универсальный вариант для мужчин и женщин, для отдыха и работы. В 1930-х гг. идею эту оставили, но ещё не раз к ней возвращались.
Автор: Ротов И.М.