13 марта, в день 175-летия со дня рождения выдающего лингвиста Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ в Музее истории Казанского университета открылась выставка «Лингвист. Профессор. Бунтовщик». Род Бодуэнов происходит от рода французского короля Людовика VI, его предки участвовали в крестовых походах. На семейном гербе профессора изображена корона – принадлежность к царском роду. Девиз рода – «Terrace» – означает непобежденный.
В начале XVIII в. предок Бодуэна де Куртенэ священник Петр Габриэль вместе со своим отцом, который был офицером саксонской армии, приехали в Польшу на «Немой» сейм. Петр Габриэль остался в Польше, лечил бедняков, занимался театральным искусством. Вскоре женился на даме из рода Кожицких, построил хороший дом.
И.А. Бодуэн де Куртенэ родился в 1845 г. в маленьком городке под Варшавой Радзымине в семье землемера и дочери помещика. С детства проявлял любовь и способности к математике, хотел поступать на физико-математический факультет, но благодаря лекциям преподавателя подготовительных курсов Варшавской Главной школы Иосифа-Казимира Плебанского, уже 16-летним мальчиком решил заняться языковедением. Так начался его путь по изучению славянских и индоевропейских языков. Закончил Варшавскую Главную школу (1866), слушал лекции в университетах Праги, Йены и Берлина (1866-1867). Магистерскую «О древнепольском языке до XIV столетия» (1870) и докторскую «Опыт фонетики резьянских говоров» (1875) диссертации защитил в Санкт-Петербурге.
9 октября 1873 года, находясь в научной командировке от Петербургского университета в Австрии и Северной Италии, Бодуэн де Куртенэ написал просьбу в деканат историко-филологического факультета Казанского университета включить его кандидатом для баллотировки на вакантную должность доцента кафедры сравнительного языковедения. Выбор Казани был не случаен. Бодуэн в поисках места работы переписывался со многими учеными, в том числе с бывшим профессором Казанского университета В.И. Григоровичем, который был рецензентом магистерской диссертации Бодуэна. Ученые были лично знакомы. Именно Григорович рекомендовал остановиться на Казанском университете, обещая содействие в трудоустройстве. Бодуэн согласился с доводами своего старшего коллеги. Он писал Григоровичу: «Из всех русских университетов мне открыт доступ в один Казанский… По всей вероятности, я и должен буду остановиться на Казани».
Совет Казанского университета, изучив его документы и опубликованные работы, выразил сомнение: готов ли молодой славист для занятия кафедры сравнительного индоевропейского языковедения, и попросил Бодуэна составить подробную программу лекционного курса. И только после того, как программа была составлена, а из Петербурга пришли документы по защите Бодуэном магистерской диссертации с отзывом И.И. Срезневского, подтверждающим высокий класс его как ученого, Совет Казанского университета на своем заседании 24 августа 1874 г. единогласно избрал Бодуэна де Куртенэ доцентом кафедры.
Продолжение рассказа о великом ученом следует.