Закрыть
Набережные Челны

    Ни чинов, ни орденов, только математика

    Двадцатый век принес огромные перемены, которые затронули все сферы общества. В России три революции, Гражданская война отразились, в том числе и на университетах, которые менялись как и все вокруг. Но одно оставалось неизменным: приверженность традициям и науке, которые были выше любых политических разногласий и конфликтов. Сегодня в нашей заметке, мы расскажем о четырех профессорах, которые смогли восстановить деятельность физико-математического общества Казанского университета и в тяжелейшие годы основали новый научно-исследовательский институт.

    Н.Г. Четаев

    В период Октябрьской революции и Гражданской войны многие профессора и ученые Казанского университета оказались на распутье. Кто-то поддерживал советскую власть, кто-то противился установлению нового строя. Осложняло ситуацию и положение Казани, которая стала центром ожесточенных боев в 1918 г. После окончательного взятия Казани большевиками в сентябре 1918 г. многие профессора решили уйти вместе с Белой армией. Университет остался почти без кадров, а ряд его структур, как например физико-математическое общество, и вовсе перестали действовать.

    Одним из первых профессоров, взявшихся за возобновление активной работы университета, стал Николай Николаевич Парфентьев. В 1917 г. он являлся профессором кафедры чистой математики и деканом физико-математического факультета Казанского университета. В 1919 г. принял самое активное участие в организации рабочего факультета при университете, первым среди казанских ученых начал сотрудничать с советской властью.

    В 1920 г. в Казань из рядов Красной армии возвращается Петр Алексеевич Широков. Под руководством Н.Н. Парфентьева он начал исследования в области неевклидовой геометрии, теории групп, векторного и тензорного исчисления. К началу 1922 г. им было написано тринадцать самостоятельных работ. 17 ноября 1923 г. Петра Алексеевича назначили доцентом на кафедру математики после блестящей сдачи магистерских экзаменов. Вместе с Парфентьевым он возобновляет исследования по неевклидовой геометрии и традиции сохранения памяти о Н.И. Лобачевском.

    П.А. Широков с семьёй

    Работа Парфентьева и Широкова позволила возобновить заседания Казанского физико-математического общества и восстановить его былую славу. Журнал «Известия физико-математического общества» стал вновб издаваться. В нем публиковали свои работы по математике и геометрии выдающиеся ученые со всей страны. Казанское физико-математическое общество и его издание в этот период пользуется не только всесоюзной, но и мировой славой: присуждение премии имени Н.И. Лобачевского, активная популяризация науки и публикация новейших исследований и теорий приковывало к Казанскому университету внимание математиков со всего мира. Именно публикация в «Известиях» и привела в Казань профессора Николая Григорьевича Чеботарева. В 1927 г. он переехал в Казань и стал преподавать в Казанском университете. На его решение повлияла и дружба с Петром Алексеевичем Широковым, которая началась после их знакомства на Международной математической конференции в Москве. По воспоминаниям супруги Чеботарева Марии Александровны дело решило письмо Петра Алексеевича, где тот писал, что Николаю Григорьевичу следует ехать именно в Казань, ибо здесь он действительно нужен. Чеботарев не спал всю ночь, и к утру решил переехать в Казань.

    Окончательно формирует восстановленную казанскую математическую школу Николай Гурьевич Четаев, выпускник Казанского университета и ученик Д.Н. Зейлигера. В 1930 г. после стажировки в Геттингене и возвращения на родину он был избран профессором Казанского университета. Началось формирование школы специалистов по теории устойчивости движения.

    П.А. Широков

    Н.Г. Чеботарёв, П.А. Широков, Н.Н. Парфентьев и Н.Г. Четаев вели большую исследовательскую работу. Стремясь шире развернуть научную деятельность молодых коллег и учеников, они пришли к мысли о необходимости создания при университете научно-исследовательского института математики и механики. В июне 1934 г. должен был происходить II Всесоюзный математический съезд. Н. Г. Чеботарев готовился поставить вопрос об организации Института на съезде, чтобы заручиться его авторитетной поддержкой. Но еще до съезда вопрос об открытии института получает в Народном комиссариате просвещения РСФСР положительное решение: вышел приказ, подписанный народным комиссаром А. С. Бубновым, «о выделении Казанскому университету сверх бюджета средств на усиление научно-исследовательской работы по математике и биологии и о включении в сеть научно-исследовательских учреждений с 1935 г. Механико-математического НИИ при Казанском университете». II Всесоюзный математический съезд, проходивший в Ленинграде с 24 по 30 июня 1934 г., поддержал инициативу казанских математиков, указав на «настоятельную необходимость организации математического института в Казани». Институт был открыт 1 сентября 1934 г. по приказу заместителя директора университета Г.Б. Багаутдинова. Создается оргкомитет института в составе: Н.Г. Чеботарёв, Н.Н. Парфентьев, П.А. Широков, Н.Г. Четаев, Б.М. Гагаев. Оргкомитет должен был разработать структуру института и подобрать сотрудников.

    Университет выделил институту помещение в геометрическом кабинете: верхний этаж небольшого двухэтажного здания на пересечении улиц Астрономической и Ленина (ныне — Кремлевской), а затем еще две комнаты первого этажа.

    В сложных условиях 1930-х гг. математики Казанского университета справились с поставленными перед ними задачами сохранения наследия и традиций казанской математической школы. Они выступили против запрета на использование иностранной научной литературы, введение в оборот антинаучных концепций и теорий, а также давления на ученых. Работа нового НИИ математики и механики не прекращалась даже с сокращением финансирования, когда в нём оставалось лишь 4 сотрудника. Не признавая «ни чинов, ни орденов», как вспоминает ученик Н.Г. Чеботарева Владимир Морозов, казанские ученые отстаивали свою точку зрения и работали не покладая рук. Усилия, которые приложили при создании института П.А. Широков, Н.Н. Парфентьев, Н.Г. Чеботарев и Н.Г. Четаев, позволили сохранить казанскую математическую школу, которую сегодня представляет Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Имена ученых и их работа навсегда увековечены в истории вуза.

    Автор А.И. Казаков

    Предыдущая новостьСледующая новость