Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    Символ войны «Рекорд»

    Есть вещи, которые многие видели только в кино или в музее. Тем не менее, вещь узнаваема, она – символ. Массовый громкоговоритель «Рекорд» – это безусловный символ Великой Отечественной войны.

    «Рекорд» – это бытовой радиоэлектронный прибор, предназначенный для приема и воспроизведения трансляционных программ, передаваемых по сети проводного вещания. Его начали выпускать в 1924 г. на Ленинградском заводе им. Калинина.

    У этого бытового устройства была масса названий. В технической документации оно значилось как абонентский громкоговоритель, однако народная молва придумала для него более простые и понятные ярлыки. Так, общеупотребимым в 1930-е гг. стало слово «репродуктор». В глубинке же его и вовсе называли – «радио», «тарелка», а то и «брэхунец». В условиях очень скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца, так что рядом с ней можно было даже сфотографироваться.

    Радио «Рекорд» с «тарелкой» в экспозиции Музея-лаборатории Е.К. Завойского
    Радио «Рекорд» с «тарелкой» в экспозиции Музея-лаборатории Е.К. Завойского

    Во время Великой Отечественной войны «Рекорд» был единственным репродуктором, который можно было оставить в пользование. Остальные радиоприемники и репродукторы, согласно Постановлению СНК СССР, необходимо было сдать в ближайшее отделение связи. Подробнее об этом можно ознакомиться в нашей прошлой статье. Поэтому в 1941 г. именно они висели на стенах квартир, домов, изб, на уличных столбах.

    Под этими «тарелками» собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев – на сколько километров немцы продвинулись на Юго-Западном фронте, какие потери понесла Красная Армия и ее противник. Они же транслировали песни Руслановой и Юрьевой для фронтовиков. Во время блокады Ленинграда радиотрансляционная сеть включала около 1,5 тысяч уличных громкоговорителей, оповещая население о грядущих артобстрелах, готовящихся воздушных налетах. «Рекорд» поддерживал дух людей, ожидавших возвращения с войны своих родных, вселял в их сердца надежду на победу над врагом. И именно он принес в дом радостную весть об окончании войны. Из таких радиотарелок по всей стране раздавался голос ликующего Левитана, рассказавшего всему миру о капитуляции Германии.

    Диффузор в экспозиции Музея истории.
    Диффузор в экспозиции Музея истории.

    Из чего же состоит этот «символ войны»? Основная видимая часть громкоговорителя «тарелочного» типа – это диффузор. Так называется излучающий элемент репродуктора, который определяет основные электроакустические характеристики радиоустройства. Обычно он имел коническую форму. Диффузор сделан из прессованной бумаги, пропитанной синтетическим раствором (у каждого завода был свой рецепт этой смеси, секрет которой хранили строже, чем состав лака Страдивари). В «рекордах» диффузоры были неважного качества: отличались недостаточной жесткостью, часто деформировались от большой влажности, затем рассыхались, трескались и рвались от громкости и времени. Скромная механическая прочность, разумеется, ограничивала допустимую мощность прибора. Места больших трещин обычно многократно латали бумагой или ставили на них латунные заклепки. К концу 1930-х и началу 1940- х гг. были созданы первые образцы электродинамических громкоговорителей с литыми диффузорами. Громкоговоритель имел так называемую катушку подмагничивания (электромагнит) и мембрану, которые с помощью абонентской розетки подключались к радиоточке – части линейных сооружений сети проводного вещания. Ток попадал на катушку, мембрана колебалась, шел звук.

    Радиотарелки выпускались до конца 1950-х гг. и были самыми доступными и распространенными приемниками. Сегодня вы их можете встретить разве только в музеях.

    В экспозициях Музея истории Казанского университета и Музея-лаборатории Е.К. Завойского также есть громкоговорители «Рекорд». В Музее-лаборатории сотрудники восстановили «радиотарелку» и теперь гости музея могут погрузиться в атмосферу 1930-1940-х гг., услышав песни Руслановой и голос Левитана.

    Автор: Вагапова Ф.Р.

    Предыдущая новостьСледующая новость