Закрыть
Набережные Челны

    Технологии Казанского края: Поташное производство

    Производство стекла, пороха, выделка кож, изготовление красок и некоторых лекарств, текстильное производство. Что могло объединять различные отрасли хозяйства? Для их изготовления требовался поташ.

    Поташ – одна из солей, известных людям ещё в древности, является средней солью калия и угольной кислоты (K2CO3) – легкое пористое вещество белого или иногда бурого цвета со щелочными свойствами. Слово «поташ» происходит от древнего немецкого слова «Pott» – горшок, «Asch» – зола. Худший сорт поташа назывался «смольчуга».

    Поташный промысел – получение карбоната калия (поташа из золы) был известен людям с древнейших времен. Производство было сосредоточено в местах, богатых лесом – кое-где в Европе, но, в основном, в России и в Северной Америке. В России Петр I в 1721 г., с целью сбережения леса, установил монополию на производство поташа: «Нигде никому отнюдь поташа не делать и никому не продавать под страхом ссылки в вечную каторжную работу».

    Процесс производства поташа заключался в пережигании древесины, реже – травы и гречишной соломы, замачивании и выпаривании золы в чанах с последующим прокаливанием в печи. Среди нескольких вариантов получения поташа выделялся архаичный «казанский способ» – без промежуточного замачивания золы. В Казанской губернии был известен «казанский шадрик», который изготавливался способом мокрого прокаливания: на лесной поляне сжигались дрова (пока не нагорит куча золы 150-200 пудов), затем зола остужалась и сгребалась в сторону; на месте костра настилались 3-4 сухие осиновые или липовые подкладины, поперек которых плотно выкладывались колотые дрова, покрытые слоем золы, смоченной до консистенции густого теста; дрова укладывались ряд за рядом, пока не использовалась вся зола. Костер поджигали и при сгорании шадрик был готов. Расход древесины при производстве поташа был огромным. Так, из золы, образовавшейся за счет сжигания 1 куб.м. вяза получалось 760 г., ивы – 630 г., из липы – 500 г. поташа.

    Поташный промысел в Казанской губернии зафиксирован с конца  ΧVΙΙ в. и был широко распространен в Свияжском, Царевокошайском, Мамадышском и др. уездах. Для устройства «поташных заводов» необходимо было два главных условия: наличие большого количества дешёвого леса (в основном лиственных пород деревьев) и близость источника воды. До середины ΧΙΧ в. в Казанской губернии лесов было предостаточно, что обеспечивало широкое распространение поташного производства.

    Одним из купцов, устроивших завод по производству поташа, был Мамадышский купец 2-й гильдии Т.П. Михайлов. Его завод находился недалеко от деревни Малый Битоман. Для получения поташа использовалась печная и овинная зола, покупаемая у жителей разных селений и казённые дрова, приобретаемые по билетам местного лесничего. Работа на предприятии производилась круглогодично. Для получения поташа использовались вольнонаёмные рабочие, татары и русские, которым платили по 10 рублей в месяц.

    Помимо Т.Ф. Михайлова в Казанской губернии поташные заводы держали: А.А. Фукс – жена профессора Казанского Императорского университета К.Ф Фукса, племянница поэта эпохи романтизма Г.П. Каменева, и титулярный советник Лука Левитский. Производимый заводами и фабриками поташ продавался в Казани и на Нижегородской ярмарке.

    На рубеже 1850-1860-х гг. поташ, вывозимый из России в Англию, Германию, Голландию и добытый из древесины, был известен под названием «казанский». Производство поташа носило артельный характер. В конце ΧΙΧ в. поташным и лесохимическим промыслами занимались свыше 3 тыс. человек.

    Поташ использовался для производства дымного пороха. В Казанской губернии его начали изготавливать в 1788 г. на специально построенном пороховом заводе. В конце XIX в. появились обновленные рецептуры производства такого пороха. Большой вклад в это внес Дмитрий Иванович Менделеев. Первые опыты по внедрению новой технологии были им проведены именно в Казанской губернии.

    Поташ является также одним из компонентов для изготовления стекла, наряду с кремнеземом (песок, кварц), доломитом и известью. Для изготовления оптического стекла также нужны сода и поташ. Содовое стекло легкоплавкое и прозрачное. Оно отлично подходило для изготовления линз. Поташное стекло тугоплавкое, с хорошей отражательной способностью, а потому незаменимо для астрономических рефлекторов. Однако в промышленных объемах сода и поташ стали доступны только в 1860-х гг.

    В Казанской губернии основным центром производства стекла был Царевококшайский уезд. Отчасти это были частные заводы некоторых землевладельцев, таких как: завод Желтухиных, завод Месетникова, Кужерский завод и др.

    Один из первых стекольных заводов был основан Ф.Ф. Желтухиным в конце XVIII в. в селе Воскресенском Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне Моркинский район Марий Эл). Расцвет Воскресенского завода наступил несколько позже, при внуке Федора Федоровича –  Алексее Дмитриевиче Желтухине, при котором работало уже два стекольных завода. Один размещался в селе Петровское, им же самим основанном. Другой, Горинский, стекольный завод находился в 8 км от села по Параньгинской дороге. На Петровском стекольном заводе выпускались стекло разных расцветок и размеров, посуда различных сортов.

    Таким образом, вплоть до 80-х годов ΧΙΧ в. поташное производство пользовалось огромным спросом на различных предприятиях в различных отраслях промышленности и имело большое распространение, как в Казанской губернии, так и по всему Поволжью.

    Автор публикации: Л.И. Алтынова

    Предыдущая новостьСледующая новость