Представьте себе, в ночном небе над городом летит вражеский самолёт. Внезапно его крыло выворачивает, металл рвется, а корпус резко бросает в сторону. Самолёт теряет управление, сверху на него что-то падает. Раздаётся взрыв. Это не сцена из голливудского боевика. Так работала дивизия аэростатов заграждения.
Сегодня мы приоткроем для вас одну из страниц истории обороны Москвы. Вдохновили нас на это фотографии из фонда доцента кафедры теории и истории государства и права Казанского государственного университета, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан Ирины Ардалионовны Емельяновой.
Москва, Ленинград и другие крупные города с началом войны стали подвергаться страшным бомбардировкам. Немецкие «Junkers Ju 88» атаковали ночью, подлетая на небольшой высоте к обороняющимся. Или сбрасывали снаряды после крутого пике вниз. Нужно было отогнать бомбардировщики противника выше.
В XX в. технологию усовершенствовали. Аэростат наполняли чистым водородом. К одному тросу могли привязывать последовательно две или даже три сферы, что увеличивало «потолок» – высоту взлёта всей конструкции. Аэростаты поднимали в небо по несколько десятков, а то и тысяч штук, выстраивая в шахматном порядке. Когда самолёт задевал трос, то аэростат отрывался, на конце троса открывался парашют. На некоторые из них привязывали бомбу. Ночью увернуться от такой ловушки было крайне сложно. Каждый аэростат крепился к грузовику с помощью лебедки, чтобы его можно было быстро перевезти в нужное место. Боевой расчёт каждой такой машины составлял 12 человек. Среди советских аэронавтов в годы войны было очень много девушек. Их мобилизовали 25 марта 1942 г. приказом «О мобилизации девушек-комсомолок в части ПВО».
В небе над Москвой за время войны поднимались в небо сотни тысяч аэростатов. При этом по разным данным сбито было от 6 до 150 машин противника. Крайне скромный улов для такой огромной «сети». Так же во время обороны Москвы несколько советских самолётов случайно разбивались, зацепив тросы аэростата. Но ведь и целью этих заграждений было вовсе не уничтожить каждый вражеский летательный аппарат! А что тогда?
Аэростаты заграждения должны были, прежде всего, помешать немецким лётчикам выполнять поставленные задачи. И, по мнению инженера-аэронавта А.И. Берштейна, с этим они прекрасно справились. Самолёты «Юнкерс», чтобы точечно уничтожать стратегические объекты, опускались на высоту всего в несколько километров над землёй. В противном случае страдала точность бомбометания, а самолёт становился более лёгкой мишенью для советских зенитных установок.
Как показал опыт обороны Москвы и Ленинграда, немецкие лётчики редко попадались в ловушку советских аэростатов, но и не пытались летать среди них. Когда в Ленинграде удалось поднять всего два аэростата на высоту 6300 км, об этом объявили по незащищённому каналу связи. После этого противник стал летать ещё выше: немцы решили, что «потолок» советских аэронавтов вырос и летать ниже может быть опасно.
Заградительные аэростаты могут показаться непрактичными, опасными для союзников и уязвимыми для врагов, на деле история доказала их эффективность.
Порой по улицам Москвы
Сверкнет, от глаз чужих упрятан
Осенним золотом листы
Упругий бог аэростата.
Канатом туго оплетён
Диковинный и равнодушный,
Лежит в песке, как серый слон,
Развесив сморщенные уши.
В изгибах плавных он хранит
Живое очертанье зверя.
Он как привратник сторожит
В Москву невидимые двери.
Он по ночам идет в полет
И, возвратясь, на теле длинном
Приносит с неба снег и льдины
Дыхание больших высот.
Он службу людям день за днем
Несет, безмолвен и покорен.
Но грозный ветер дремлет в нем,
Тоскуя глухо о просторе.
(1942)
И.А. Емельянова, И. Левидова.
Автор: И.М. Ротов