Властители умов: кого читали Казанские студенты в XIX в. Ч.1.
Скажи мне, что ты читаешь, и, я скажу, кто ты. Так было всегда. А в XIX в. литературные пристрастия буквально объединяли людей – студенты собирались вместе, находили деньги и договаривались, что нужно достать в первую очередь. Книги были дороги, некоторые издания – редки, а некоторые – запрещены.
О том, что с таким трудом доставали, читали, переписывали и обсуждали студенты Казанского императорского университета, читайте в нашей новой статье.
Вторая половина XIX в. – время студенческой активности: появляются студенческие кассы, студенческий суд, студенты начинают жить вне университета и берут на себя больше ответственности. Интересно, что одним из первых проектов казанского студенчества – создание библиотек. С чем это было связано?
Дело в том, что университетская библиотека, хоть и была одной из крупнейших в стране, но самой актуальной, самой интересной студентам литературы там не было. Университет закупал её с опозданием. А когда заветные тома приходили в Казань, их брали читать профессора. И приходилось ждать.
Библиотеки были у факультетов, Сибирского землячества, их организовывали друзья и единомышленники: некоторые были скромными читальными комнатами, некоторые – серьёзными подборками уникальной литературы стоимостью в несколько тысяч царских рублей.
В те же либеральные 1860-е студенты получили свою «курительную комнату» — две большие комнаты на первом этаже университета «с огромным столом посередине и диванами по стенам». Место это сразу стало центром студенческой жизни. Студенты совместно выписывали газеты и журналы, которые хранились в этой комнате и были в свободном доступе для учащихся университета. В том числе – местом оживленных дискуссий о прочитанном.
Что же читали студенты в это время? Начнём с философа-материалиста Л. Бюхнера. Будущий и журналист К.В. Лаврский, вспоминал, как пришёл в гости к студенту Казанского императорского университета и увидел его книгу.
– Это лекции? Спросил я, увидав на столе литографированную тетрадь и намереваясь с благоговением взглянуть в неё, как в источник самой мудрости.
– Нет, брат, это такая штука, – почище лекций будет; это – Бюхнер: «Материя и Сила».
– Ты читал, – спросил я брата, только что возвратясь из этой экспедиции в студенческую квартиру; – ты читал Бюхнера: «Материя и Сила»?
– Нет; но я знаю, — отвечал он, и не советовал-бы тебе читать. Не сладишь ты с этим.
Лаврский К.В. Из воспоминаний Казанского студента.
Весь XIX в. прошёл под знаменем естественных наук и позитивистской философии. Книга «Сила и Материя» (1855) одного из главных философов-материалистов своего времени выдержала в Российской империи более 17 изданий и была абсолютным хитом среди молодежи. Бюхнер рассматривал мир, как огромный механизм, где даже самые сложные процессы можно разложить на элементарные. В своей книге он высказал важную для современников мысль, что даже человеческие эмоции – лишь продукт материальных процессов в организме, хотя их пока и невозможно пока полностью изучить. И это в XIX в.!
Целое поколение русских скептиков, циников и материалистов выросло на книге «Сила и Материя». Не только их, конечно. Но показательно, что из всех героев русской классики поклонником Бюхнера был никто иной, как Евгений Базаров из романа «Отцы и дети».
– Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.
– Что бы ему дать? – спросил Аркадий.
– Да, я думаю, Бюхнерово «Stoff und Kraft» на первый случай.
– Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – «Stoff und Kraft» написано популярным языком.
Тургенев И.С. Отцы и Дети.
Были среди студентов и яростные противники этой книги. Но знали о ней почти все. Иметь своё мнение о работе Бюхнера было признаком просвещённого человека. В Казани достать напечатанный том было сложно, потому книгу брали у знакомых и буквально переписывали от руки. Несколько таких копии полицейские нашли на квартире студентов – членов подпольного кружка. Но это уже совсем другая история, о которой мы вам обязательно расскажем в будущем.
Автор статьи: Иван Ротов.
Рубрики: Предыдущая записьВклад казанских химиков в исследования химии металлов и металлургию.