Закрыть
Набережные Челны

    Волонтеры в университетском музее

    12 мая состоялся четвертый вебинар на тему «Волонтеры в университетском музее». Директор Музея истории Казанского университета С.А. Фролова представила участников вебинара и обозначила основные вопросы, которые предстояло обсудить. Кто они – волонтеры в вузовском музее? Могут ли студенты быть волонтерами в таких музеях? Как сделать, чтобы волонтеры в музей приходили ради интереса, а не за отметку в зачетке, грамоты, рекомендательные письма? Какую работу предложить волонтерам? Как их поощрять? Запись доступна по ссылкам Вконтакте и Facebook.

    С рассказом о волонтерах в музее выступила директор Музея истории Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина В.Ю. Иващенко. При поиске волонтеров музей столкнулся с тем, что студентам была не интересна та деятельность, которую предлагал им музей, например, проведение экскурсий. Волонтеры просто не задерживались в музее. Необходимую помощь стали оказывать студенты в рамках учебной и музейной практики. В первую очередь,  работа с фондами музея, выставочная деятельность, экскурсионная работа, создание баз данных. Только в последние годы музей осознал, что может привлечь студентов: реализация творческих проектов, поисковая работа, реклама, организация флешмобов, акций. Проекты, которые проводил музей при поддержке волонтеров: «Поэзия потерь и надежд» (2016), «Пять историй про детство в годы войны» (2017), «Эхо университетской памяти» (2019) – фильмы о пребывании студентки Харьковского университета в эвакуации.

    Музей истории Харьковского университета для поиска волонтеров использует такой инструмент, как краудсорсинг. Для привлечения волонтеров с этого ресурса требуется мощная реклама, масштабные проекты, большой штат сотрудников для проверки сделанной работы. Проект, который был запущен с помощью этого ресурса – «Карантин 2020. Харьковский опыт» (сбор уникальных свидетельств карантина: анкеты, фотографии, электронные ресурсы).

    Музеем также разработаны принципы волонтерской деятельности:

    1. Возможность участия в масштабном, уникальном проекте.
    2. Понимание всеми участниками цели проекта, обсуждения на всех этапах реализации.
    3. Предоставление возможностей, а не обязанностей.
    4. Работа разного уровня сложности.
    5. Система стимулирования волонтеров (сертификаты, эксклюзивные предложения: посещение обсерватории, участие в тайном заседании Клуба университетских историй).

    О работе с волонтерами рассказала директор Этнографического музея КФУ Е.Г. Гущина. «Музей активно задействован в учебном процессе: проводятся лекции для студентов отделения «Антропология и этнология». Студенты воспринимают музей, как нечто свое. Они постоянно обращаются с предложением помочь и музей никогда не отказывается от помощи». Но также они осознают, что для координации работы с волонтерами требуется отдельный сотрудник, волонтер не может работать сам по себе.

    Один из первых проектов, к которому музей привлек волонтеров – это работа с людьми с ограниченными возможностями, когда студенты оказывали помощь в сопровождении людей, информировании, фотографировании. Также волонтеры привлекались для создания временных выставок и проведения на них экскурсий. Огромную помощь оказали волонтеры в 2019 г. при проведении в Казанском федеральном университете Конгресса антропологов и этнологов России. Елена Геннадьевна считает, что самое главное при работе с волонтерами – это обратная связь. Люди должны чувствовать поддержку, дружественную атмосферу, хорошее отношение. «После каждого проекта мы обсуждаем, как он прошел, какие были проблемы и как мы их решали, вспоминаем приятные моменты.»

    Хранитель фондов Музея истории Пермского государственного университета А. Чуприкова поведала о путях привлечения волонтеров в свой музей. В музее волонтерами являются школьники, студенты, преподаватели и сотрудники университета, выпускники университета. Они помогают в создании выставок, проведении инклюзивных мероприятий, организации «Ночи музеев» и «Ночи в университете». Например, волонтеры Никита и Аркадий пришли в музей еще школьниками. Сейчас Никита уже студент, но продолжает оставаться волонтером музея. Аркадия заинтересовала уникальная египетская коллекция Музея истории Пермского государственного университета с которой он захотел работать и стал постоянным волонтером музея. Андрей Хохряков – преподаватель университета помогает организовывать фестивали документального кино и ведет киноклуб. Преподаватель университета Надежда помогает с пополнением фондов: собирает интервью у выпускников университета и преподавателей. Алена считает, что для привлечения волонтеров в самом музее должна быть дружеская и позитивная атмосфера. Музей регулярно проводит встречи, чаепития с волонтерами, отмечает их работу грамотами.

    Менеджер Отдела обучения педагогического образования Московского агентства организации отдыха и туризма Г.В. Зубенко представил проект, реализуемый в Москве «Волонтер в музее», который курирует 45 музеев и занимается развитием их туристической привлекательности. Он считает, что основной проблемой является то, что у музея есть потребность в волонтерах, но музей не знает, как их привлечь и что с ними делать. Задания для волонтеров можно разделить на две группы: работа с посетителями и исследовательская деятельность. Первая включает в себя: участие в проведении крупных мероприятий, проведение экскурсий и мастер-классов, обеспечение работы лекториев, встреча и регистрация гостей, помощь в проведении экскурсий для людей с ограниченными возможностями. Исследовательская деятельность: учет и инвентаризация музейных предметов, подготовка выставок, подбор материалов, описание новых поступлений, помощь научным сотрудникам и т.д.

    Для работы с волонтерами участниками проекта были сняты обучающие ролики и разработано методическое пособие «Волонтеры в музее»: https://vk.com/museumvol. Григорий дал несколько советов как начать работу с волонтерами: прочитать сборник «Волонтеры в музее», посмотреть кейсы, вдохновиться идеями, принять участие в семинаре для музейных работников (есть в видеозаписи).

    Модератор вебинара С.А. Фролова поблагодарила докладчиков за сообщения. Подвела итоги, выразила надежду, что эта встреча не только позволила поделиться опытом работы с волонтерами, но и дала инструменты для организации волонтерского движения тем музеям, у которых это еще не получилось по каким-то причинам.

    Всего в вебинаре приняли участие 21 человек, сотрудники университетских музеев Казанского федерального университета, Тюменского государственного университета, Томского политехнического университета, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Пермского государственного университета, Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, Музея архитектуры и дизайна Екатеринбурга.

    Ждем вас на следующем вебинаре: «Как рассказать о себе. Работа музея в социальных сетях», который состоится 19 мая в 11.00 по московскому времени.

    Заявки с темами выступлений просьба высылать по адресу: museums.kpfu@kpfu.ru.

    Ждем Ваших предложений о тематике новых вебинаров.

    Предыдущая новостьСледующая новость