Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    Выпускникам посвящается

    50 тысяч человек, много это или мало? Всё население Казани в первой половине XIX в. не превышало этого числа. И примерно столько на сегодняшний день студентов обучается в Казанском федеральном университете. А сколько всего студентов на протяжении всей истории университета могут назвать его Alma mater? Ответить сложно. Однако каждый выпускник помимо светлой памяти об университете имеет также письменное свидетельство о его окончании. И как сменялись поколения студентов, так вместе с ними видоизменялись дипломы. Сегодня, в самом конце очередного учебного года, когда многие наши старшекурсники находятся в двух шагах от степени специалистов, бакалавров и магистров, мы взглянем на заветные дипломы в прошлом. Какими же они были, чего стоило их получить и что сулили они своим обладателям.

    Устав Императорского Казанского университета, 1804 г.

    XIX в. для Российской империи это век университетов, и если одни были включены в отечественную систему образования извне, имея солидную историю, другие только учреждались. Последних, конечно, было большинство, это Харьковский, Виленский, Варшавский, Санкт-Петербургский, Томский, университеты в Киеве и Саратове. В самом начале века в 1804 г. был учрежден и Императорский Казанский университет. Здесь в период 1804-1819 гг. выпускники получали дипломы следующих степеней: кандидата, магистра и доктора. К 1819 г. добавилась четвёртая (низшая) учёная степень — «действительный студент», т.е. лицо, окончившее университет без отличия. Это звание в скором времени перестало расцениваться как ученая степень, означало лишь факт успешного прохождения полного учебного курса в университете. Не редкость чтобы талантливый студент держал экзамен сразу на магистра, минуя кандидата. Например И.М. Симонов (1794-1855), известный русский астроном, один из первооткрывателей Антарктиды, ректор Казанского университета, получил по окончанию университета в 1812 г. сразу диплом магистра.

    Условия, принципы и процессуальную специфику присвоения той или иной ученой степени или звания регламентировали «Положения об испытаниях на звание действительного студента и на учёные степени». Данное положение регулярно дополнялось, видоизменялось, согласно требованиям времени. Со временем же менялся и статус даруемый дипломом в сословном обществе Российской империи.

    Стоит признать, что высшее образование в XIX в. становилось хотя и не массовым, но действенным социальным лифтом. Во всех дипломах фигурирует формулировка об утверждении в степени «съ присвоенiемъ ему всех правъ и преимуществъ» оной со ссылкой на действующий университетский устав и упомянутое положение. Так всесословный характер университетского образования Александровской эпохи привлек многих прежде невысокородных талантливых личностей, позволив им выбиться в высшие слои общества. Что же давал диплом той или иной ученой степени на заре отечественного высшего образования? Согласно табелю о рангах до 1845 г. личное дворянство имел возможность получить достигший на государственной службе низшего XIV ранга. Ученые степени же соотносились с рангами в начале века следующим образом – поступивший на государственную службу кандидат получал чин XII класса, магистр – IX класса, доктор – VIII класса.

    Н.И. Лобачевский с орденом Св. Анны II степени
    Н.И. Лобачевский с орденом Св. Анны II степени

    Таким образом, диплом любой ученой степени позволял бывшему студенту на государственной службе рассчитывать на личное дворянство, а степень доктора позволяла получить и потомственное. На деле же выходило всё не так гладко. Для примера всем известный Н.И. Лобачевский (1792-1856), пройдя в 1811 г. испытания лишь на магистра, будучи уже университетским профессором дослужился до чина VII класса, однако, потомственное дворянство получил лишь после пожалования ему императором ордена Святой Анны II степени и чина IV класса.

    Между тем личное дворянство имело немалые социальные бонусы: к дворянину не могли применить телесные наказания, он был свободен от подушной подати и рекрутской повинности. О последнем, наверное, мечтает не один молодой человек, заканчивающий сегодня университет. Я же напомню, что рекрут тогда служил не современные 1-2 года, а несколько десятков лет. С другой стороны, военная служба сулила и большие преференции в отличие от гражданской, к коей в большей степени относится деятельность ученых.

    Однако, такое положение дел просуществовало недолго. Хотя государство и нуждалось в квалифицированных кадрах, но оно также не желало размывать сословные границы, в особенности дворянского сословия. Уже с 1845 г. личное дворянство стало соответствовать чину IX класса. А по уставу 1884 г. диплом на звание «действительного студента» и на степень кандидата были, во-первых, переименованы в «университетские дипломы» I и II степеней, во-вторых, они стали соответствовать чинам X и XII классов, что является, конечно, некоторым понижением. Университетский диплом теперь давал возможность быть включенным лишь в новоучрежденное сословие почетных граждан, имевшем, в том числе, уже перечисленные преимущества. Почетное личное гражданство мог получить человек имеющий диплом на звание действительного студента, либо на степень кандидата. На наследственное же почетное гражданство мог претендовать лишь обладатель диплома магистра или доктора.

    Вы должно быть задаетесь вопросом каким же образом отличались способы получения того или иного диплома, учитывая немалую разницу даруемым им преференций. А разница и вправду имелась. Так степень кандидата присваивалась только по результатам экзамена – письменного и устного – по предметам, принадлежащим к факультету, и особенно по «главной науке, в которой студент упражнялся». Тем самым она стала обозначать просто выпускника, сдавшего экзамены по предметам своего факультета, и лишь позднее, в начале 1830-х гг., появились требования представлять «кандидатские сочинения».

    Диплом лекаря с отличием В.А. Вишневского, 1899 г.
    Диплом лекаря с отличием В.А. Вишневского, 1899 г.

    Если мы взглянем на диплом 1899 г., Вишневского А.В., известнейшего врача-хирурга, создателя одноименной мази и метода местного обезболивания «новокаиновой блокады», то возникнет сразу несколько вопросов, которые стоит пояснить. Во-первых, необычная ученая степень присваиваемая выпускнику Казанского университета – лекарь. В 1803-1838 гг. медикам присваивались учёные степени «лекарь», «магистр» и «доктор», позднее замененные на «лекарь», «доктор медицины», «доктор медицины и хирургии». Таким образом, диплом «лекаря» наиболее приближен к научной степени кандидата или диплому I, II степеней. Тот же вывод можно сделать из характера испытаний, проходимых А.В. Вишневским, это исключительно экзамены.

    Однако обратите внимание на количество экзаменов, сложно представить каким образом студент сдал все испытания в «сентябре октябре месяцах». Зачастую студент мог растягивать сдачу экзаменов на несколько месяцев, а то и на год, и даже сдавать экзамены не в своем университете. Но учитывая высокие оценки можно предположить, что Александр Васильевич был усердным студентом и ему не составило труда сдать всё сразу.

    Оценки, кстати, заслуживают отдельного внимания. Вы не встретите здесь привычного нам «отлично», вместо этого лишь «весьма удовлетворительно». На первый взгляд несведущему человеку может показаться, что оценка посредственная, однако, на экзаменах в императорских университетах это была высшая оценка. А полная шкала выглядела следующим образом: неудовлетворительно, удовлетворительно, весьма удовлетворительно. Получившим как минимум половину «весьма» и сдавшим необязательную письменную работу выдавали диплом I степени, в данном случае это диплом «лекаря с отличием».

    Диплом II степени Б.В. Болгарского, 1917 г.
    Диплом II степени Б.В. Болгарского, 1917 г.

    Если же мы обратимся к диплому 1917 г. Б.В. Болгарского (1892-1980), видного советского педагога математики, историка математического образования, то отметим некоторые отличия. Во-первых, перед нами диплом II степени. Во-вторых, появились некие полукурсовые испытания. Вводить их стали на рубеже XIX-XX вв., когда было решено, что студенты как-то слишком разболтались. Но не заблуждайтесь, речь не идет об экзаменах аналогичным современной зимней сессии, лишь о промежуточном испытании в середине всего курса обучения, т.е. разово в конце второго года. Хотя некоторое сходство с современностью всё же прослеживается. Так сдача массы экзаменов растягивалась до месяца, студенты проводили специальные жеребьевки, чтобы распределить себя по дням. Полукурсовые экзамены нужно было сдавать не реже, чем раз в восемь полугодий. То есть, если ты не прошел программу двух курсов за четыре года, тебя выгоняли. У несдавшего экзамен было право на две переэкзаменовки. Напомним, что с переэкзаменовкой надо было уложиться не к концу отдельной сессии, а в четырехлетний период. Удивительно, но и при такой мягкости университеты не оканчивало чуть более трети поступивших.

    В остальном студенческие дипломы 1899 г. и 1917 г. схожи, даже визуально в достаточно скудном оформлении. Если же их сравнить с дипломом на степень доктора математики и астрономии 1952 г. М.В. Ковальского (1821-1884), профессора Казанского университета, директора университетской обсерватории, одного из основателей Русского астрономического общества, то в глаза бросается изысканность последнего. Сложный, витиеватый узор обрамляет диплом по периметру, в центре массивная текстурная печать, даже подпись ректора выделяется золотыми чернилами. Отличия присутствуют и в содержании, здесь уже нет формальных оценок. Для дипломов магистерской и докторской степеней процедура получения была следующая: вначале публичный экзамен в присутствии профессоров факультета, потом чтение на факультете публичных лекций и защита диссертации, в данном случае это «Теория движения Нептуна». Различия между магистром и доктором выражались лишь в количестве вопросов на экзамене и количестве публичных лекций, к тому же рекомендовалось всё же получать ученые степени последовательно. Так Мариан Войтехович на момент защиты уже имел степень магистра. Эту же степень необходимо было получить для начала преподавательской деятельности в университете, т.е. для вступления в должность адъюнкта.

    Диплом доктора математики и астрономии М.В. Ковальского, 1852 г.
    Диплом доктора математики и астрономии М.В. Ковальского, 1852 г.

    Хотя формально всей этой системе, сложному социокультурному контексту, в который был вписан диплом о высшем образовании, всем тонкостям иерархий, которые стояли за утверждением в ученой степени, пришел конец в 1918 г. с выпуском декрета СНК «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской республики». Для нас, очевидно, прослеживается немало параллелей между имперской системой высшего образования и современной, многое узнаваемо и понятно, отдельные элементы перекочевали практически без изменений. В конце концов, студент он во все времена студент, а университеты с трудом отказываются от выработанных годами привычек. В следующей статье мы постараемся обратиться к эволюции диплома в Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина, выясним, что изменилось в этот период, что было привнесено нового, а что оставалось всегда неизменным. А пока до скорой встречи, не болейте, удачных экзаменов.

    Автор: Гафаров А.А.

    Предыдущая новостьСледующая новость