Обычная версия сайта
Завершилась программа «Культурный ток»

Ссылка на видеозапись доступна по адресу: https://www.facebook.com/100024781327227/videos/888539561982080/.
Модератором четвертой сессии программы выступила директор Комплекса музеев Томского политехнического университета, к.и.н. Лидия Лозовая и координатор Музея университета Глазго Сара Берри-Хейз.

Первый доклад «Работа со студентами, так и с недостаточно представленными группами» прозвучал от заместителя хранителя коллекции произведений искусства и архивариуса Шотландского политического архива Университета Стерлинга Сары Бромедж. Она рассказала о различных образовательных программах, проводимых для детей, инвалидов в музеях университета Стерлинга. Также музей работает с заключенными и их родственниками, позволяя родственникам организовывать временные выставки на базе тюрем. Музей организует выставки, посвященные научным исследованиям университета. Например, в 2019 г. была выставка, посвященная беженцам, в этом году выставка посвящена окружающей среде. Для студентов организовываются различные курсы, мастер-классы (садоводческая группа, терапия лесом), волонтерские проекты.



Доклад Лауры Битти, сотрудника по работе с общественностью в музее Эдинбургского университета был посвящен проекту «Захватывая жизни – общение с молодыми людьми во время изоляции». В ходе проекта молодежь Шотландии приняла участие в шестинедельной онлайн-программе, которая побудила их задуматься, как они могут запечатлеть жизнь с помощью различных видов искусства. Каждую неделю они, вместе с кураторами рассматривали различные виды искусства: рисунок, фотографию, пейзажную живопись, устную историю и публичное искусство. Молодые люди черпали вдохновение в университетских коллекциях, а затем создавали собственные произведения искусства. Всего в проекте приняли участие 119 молодых людей со всей Шотландии. Программа была открыта для всех молодых людей в возрасте от 11 до 18 лет.
Сьюзан Карран, куратор по обучению и информированию Университетских музеев Абердина поведала о работе с местными группами / существующими фестивалями или работе с волонтерами. Ежегодно в Шотландии проводится более 200 фестивалей, в том числе международные. Фестивали – это хороший способ привлечь аудиторию в музей, найти волонтеров.
Светлана Алтухова, заведующий отделом фондовых коллекций и социокультурных проектов Библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета выступила с докладом «Экскурсия VS медиация в пространстве университетского музея. К вопросу о возможности применения медиативных технологий знакомства с современным искусством в работе с аудиторией университетского музея». Она охватила современные тренды культурной сферы, такие как гуманизация и индивидуализация образования, демократизация и коммерциализация культуры и др. Подробнее она остановилась на медиации в современном искусстве и ее основополагающих характеристиках. На основе медиативных технологий Светлана планирует создать экскурсию по фонду редких книг Библиотечно-музейного комплекса.
Модератором пятой сессии «Вузовский музей и вопросы сотрудничества» выступила директор Музея истории Пермского университета, к.и.н. Мария Ромашова.
Наталья Печищева и Мария Мингалеева из Пермского университета представили доклад о взаимодействии университетских музеев и пресс-служб. Наталья, как сотрудник PR-службы, поделилась мнением о том, что музеи интересны PR отделам по умолчанию. Музей является местом концентрации интересного контента, при чем не только для PR служб университетов, но и для крупных масс медиа. На различных примерах участники сессии рассказали о проектах, которые популяризовали Музей истории Пермского университета, его работу, а также сам университет.
Лидия Лозовая и Светлана Григорьева из Томского политехнического университета рассказали о проекте «Университет – музей». Проект был создан с целью сохранения университетских традиций, сообщества, научной и творческой мысли, путем взаимодействия с университетской корпорацией. Наладив работу между музеем и университетом, проект позволил вести деятельность по сохранению наследия ТПУ, что является интересом, как музея, так и университета в целом.
Елена Кропинова поведала об опыте по поиску и развитию точек соприкосновения и взаимодействия между музеями и университетом. Ими стали экспозиционно-выставочная, культурная, образовательная и научная деятельности. Кооперация в данных сферах между музеями и университетами позволяет достигать высоких результатах, как университетам, так и музеям в их работе, что демонстрирует преимущества подобного подхода.
Директор Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев поднял тему о вопросах и проблемах взаимодействия и конкуренции между областным и университетским музеями. В подобной ситуации лишь тесный контакт и совместная работа могут принести выгоду всем и стать толчком для развития дальнейшей деятельности во всех сферах.
Завершилась сессия выступлением Андрея Хохрякова. Он рассказал о работе Музея истории Пермского университета в качестве площадки для практики и обучения студентов Оксфордского университета. Проводя данную программу на протяжении последних 6 лет, стало понятно о высоких результатах подобной работы музея и появлении успешного примера, который могут перенять другие университетские музеи.
В конце были подведены итоги программы: всего в вебинарах приняло участие более 200 человек, прозвучало 27 докладов (16 русскоязычных и 11 иностранных). Директор Музея истории Казанского университета Светлана Фролова отметила, что выступления спикеров были настолько уникальными и своевременными, они приводят к мысли о том, что необходимо создавать в России ассоциацию вузовских музеев, как единый центр защиты и представления интересов вузовских музеев на национальном уровне. Ассоциация позволит повысить престиж вузовских музеев в обществе и решить проблемы с повышением квалификации и реализации совместных выставочных проектов и др.
Благодарим всех участников, принявших участие в вебинарах международной онлайн-программы «Культурный ток», отдел культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в рамках программы UK-Russia Creative Bridge 2020-21, предоставивший возможность организовать данный проект, Томский политехнический, Казанский (Приволжский) федеральный, Пермский государственный национальный исследовательский университеты и ассоциацию университетских музеев Шотландии UMIS.