Закрыть
Набережные Челны

    Завершилась программа «Культурный ток»

    Вот и подошла к концу серия образовательных интенсивов международной онлайн-программы «Культурный ток». 19 февраля состоялись заключительные сессии программы «Вузовский музей и аудитория. Волонтеры в музее», «Вузовский музей и вопросы сотрудничества».
    Ссылка на видеозапись доступна по адресу: https://www.facebook.com/100024781327227/videos/888539561982080/.
    Модератором четвертой сессии программы выступила директор Комплекса музеев Томского политехнического университета, к.и.н. Лидия Лозовая и координатор Музея университета Глазго Сара Берри-Хейз.

    Первый доклад «Работа со студентами, так и с недостаточно представленными группами» прозвучал от заместителя хранителя коллекции произведений искусства и архивариуса Шотландского политического архива Университета Стерлинга Сары Бромедж. Она рассказала о различных образовательных программах, проводимых для детей, инвалидов в музеях университета Стерлинга. Также музей работает с заключенными и их родственниками, позволяя родственникам организовывать временные выставки на базе тюрем. Музей организует выставки, посвященные научным исследованиям университета. Например, в 2019 г. была выставка, посвященная беженцам, в этом году выставка посвящена окружающей среде. Для студентов организовываются различные курсы, мастер-классы (садоводческая группа, терапия лесом), волонтерские проекты.
    Надежда Поврозник, руководитель Центра цифровой гуманитаристики Пермского государственного национального исследовательского университета, к.и.н. и Мария Ромашова, директор Музея истории Пермского университета, к.и.н. рассказали о совместном проекте Музея истории, Историко-политического факультета и Центра цифровой гуманитаристики по применению информационных технологий для вовлечения аудитории в изучение коллекций Музея истории Пермского университета. Совместный проект начался с программы оцифровки, начатой в 2016 г. и был поддержан Фондом целевого капитала Пермского университета. На доходы от файндрайзинговой кампании по привлечению средств на создание доступной цифровой музейной среды, привлеченных в Фонд целевого капитала, было приобретено необходимое оборудование и создана первая цифровая коллекция 3D-объектов из античных коллекций. Затем была создана студенческая лаборатория по 3D-моделированию и цифровым музейным технологиям. В результате сотрудничества Центра цифровой гуманитаристики и Музея истории Пермского университета удалось привлечь разные сообщества, в том числе студентов разных факультетов, не только гуманитарных, но и естественнонаучных, педагогов и школьников и других. Важной стала инклюзивная составляющая, привлечение детей, с ограниченными возможностями по зрению, их семей, подопечных Пермской краевой библиотеки для слепых. В проекте приняло участие уже сложившееся сообщество друзей и волонтеров музея.
    Доклад директора Музея истории Казанского университета Светланы Фроловой и специалиста по экспозиционно-выставочной деятельности Музея Н.И. Лобачевского Артёма Казакова был посвящен программам Музея истории Казанского университета для расширения аудитории. Артём рассказал, что с целью привлечения новых категорий посетителей в Музее истории Казанского университета на протяжении последних 5 лет были реализованы следующие программы: квесты «Путешествие в университетском пространстве», «Музейный лабиринт», «Поехали! в музей», тематические музейные занятия, Школы юных (оффлайн и онлайн). В музеях КФУ квесты реализуются на территории одного или нескольких музеев, расположенных в одном здании университета. В игру включен университетский ансамбль с его зданиями и памятниками. В 2017 г., после открытия Музея Н.И. Лобачевского появились первые музейные занятия: «Старорусские меры длины», «Удивительная симметрия». С мая 2019 г. в Музее Н.И. Лобачевского стартовал проект «Школа юных» с занятиями: «Школа юного археолога», «Школа юного путешественника» для детей от 5 лет.
    Директор музейного комплекса Томского государственного педагогического университета, к.и.н. Наталья Сайнакова выступила с докладом «Детский музей «Волшебная страна» имени А.М. Волкова – формы диалога с посетителем». Она рассказала об офлайн и онлайн способах контактов литературного и детского музея «Волшебная страна» с посетителем. Также она отметила перспективы развития музея: участие в проектной деятельности, обновление постоянной экспозиции, внедрение современных технологий (иммерсивные выставки), расширение партнерских отношений в России и международное сотрудничество, работа со студентами (ученики-помощники), волонтерами (студенты и старшеклассники), педагогами и родителями — клуб любителей сказок «Волшебная страна», «Сказочная школа».
    Доклад Лауры Битти, сотрудника по работе с общественностью в музее Эдинбургского университета был посвящен проекту «Захватывая жизни – общение с молодыми людьми во время изоляции». В ходе проекта молодежь Шотландии приняла участие в шестинедельной онлайн-программе, которая побудила их задуматься, как они могут запечатлеть жизнь с помощью различных видов искусства. Каждую неделю они, вместе с кураторами рассматривали различные виды искусства: рисунок, фотографию, пейзажную живопись, устную историю и публичное искусство. Молодые люди черпали вдохновение в университетских коллекциях, а затем создавали собственные произведения искусства. Всего в проекте приняли участие 119 молодых людей со всей Шотландии. Программа была открыта для всех молодых людей в возрасте от 11 до 18 лет.
    Сьюзан Карран, куратор по обучению и информированию Университетских музеев Абердина поведала о работе с местными группами / существующими фестивалями или работе с волонтерами. Ежегодно в Шотландии проводится более 200 фестивалей, в том числе международные. Фестивали – это хороший способ привлечь аудиторию в музей, найти волонтеров.
    Светлана Алтухова, заведующий отделом фондовых коллекций и социокультурных проектов Библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета выступила с докладом «Экскурсия VS медиация в пространстве университетского музея. К вопросу о возможности применения медиативных технологий знакомства с современным искусством в работе с аудиторией университетского музея». Она охватила современные тренды культурной сферы, такие как гуманизация и индивидуализация образования, демократизация и коммерциализация культуры и др. Подробнее она остановилась на медиации в современном искусстве и ее основополагающих характеристиках. На основе медиативных технологий Светлана планирует создать экскурсию по фонду редких книг Библиотечно-музейного комплекса.
    Модератором пятой сессии «Вузовский музей и вопросы сотрудничества» выступила директор Музея истории Пермского университета, к.и.н. Мария Ромашова.
    Наталья Печищева и Мария Мингалеева из Пермского университета представили доклад о взаимодействии университетских музеев и пресс-служб. Наталья, как сотрудник PR-службы, поделилась мнением о том, что музеи интересны PR отделам по умолчанию. Музей является местом концентрации интересного контента, при чем не только для PR служб университетов, но и для крупных масс медиа. На различных примерах участники сессии рассказали о проектах, которые популяризовали Музей истории Пермского университета, его работу, а также сам университет.
    Лидия Лозовая и Светлана Григорьева из Томского политехнического университета рассказали о проекте «Университет – музей». Проект был создан с целью сохранения университетских традиций, сообщества, научной и творческой мысли, путем взаимодействия с университетской корпорацией. Наладив работу между музеем и университетом, проект позволил вести деятельность по сохранению наследия ТПУ, что является интересом, как музея, так и университета в целом.
    Елена Кропинова поведала об опыте по поиску и развитию точек соприкосновения и взаимодействия между музеями и университетом. Ими стали экспозиционно-выставочная, культурная, образовательная и научная деятельности. Кооперация в данных сферах между музеями и университетами позволяет достигать высоких результатах, как университетам, так и музеям в их работе, что демонстрирует преимущества подобного подхода.
    Директор Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев поднял тему о вопросах и проблемах взаимодействия и конкуренции между областным и университетским музеями. В подобной ситуации лишь тесный контакт и совместная работа могут принести выгоду всем и стать толчком для развития дальнейшей деятельности во всех сферах.
    Завершилась сессия выступлением Андрея Хохрякова. Он рассказал о работе Музея истории Пермского университета в качестве площадки для практики и обучения студентов Оксфордского университета. Проводя данную программу на протяжении последних 6 лет, стало понятно о высоких результатах подобной работы музея и появлении успешного примера, который могут перенять другие университетские музеи.
    В конце были подведены итоги программы: всего в вебинарах приняло участие более 200 человек, прозвучало 27 докладов (16 русскоязычных и 11 иностранных). Директор Музея истории Казанского университета Светлана Фролова отметила, что выступления спикеров были настолько уникальными и своевременными, они приводят к мысли о том, что необходимо создавать в России ассоциацию вузовских музеев, как единый центр защиты и представления интересов вузовских музеев на национальном уровне. Ассоциация позволит повысить престиж вузовских музеев в обществе и решить проблемы с повышением квалификации и реализации совместных выставочных проектов и др.
    Благодарим всех участников, принявших участие в вебинарах международной онлайн-программы «Культурный ток», отдел культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в рамках программы UK-Russia Creative Bridge 2020-21, предоставивший возможность организовать данный проект, Томский политехнический, Казанский (Приволжский) федеральный, Пермский государственный национальный исследовательский университеты и ассоциацию университетских музеев Шотландии UMIS.
    #культурныйток #culturalcurrent
    Предыдущая новостьСледующая новость