Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    Ритуалы и суеверия студентов Казанского университета.

    Если вы утром встали с правой ноги, обулись с левой и положили в ботинок под пятку пятирублевую монету, значит вы студент и у вас сегодня экзамен. А кто-то из студентов в XIX в. даже мог стать «генералом» пройдя особый ритуал. История Казанского студенчества богата на ритуалы и суеверия, которые по преданиям помогали получить заветную оценку или нужный билет. Сегодня в нашей заметке мы расскажем о том, какой «магией» пользовались и пользуются студенты, и какие ритуалы у них были и есть.

    Студенческие ритуалы и суеверия появились в России одновременно с учреждением первых университетов. Во многом «университетская мистика» была заимствована от европейских коллег, но дополнялась совершенно обыденными «обывательскими» суевериями.

    Как и простые горожане в быту студенты не любили число 13, боялись черных кошек, переходящих дорогу и не любили возвращаться на половине пути. Неудачным считалось встать с левой ноги, взять билет левой рукой или войти в аудиторию, где проходит экзамен, с левой ноги.

    Были суеверия о том, что перед экзаменами не стоит стричь волосы или бороду, так как можно «состричь ум». Это же относилось и к мытью, ведь можно «смыть все знания». Не рекомендовалось одеваться в новую или чистую одежду, ведь только старая «помнит всё» и может помочь.

    Суеверия были свойственны не только студентам XIX в., но и XX в. Как и их коллеги из прошлого столетия, советские студенты перенимали часть предрассудков. Традиционным для студентов стало пожелание «Ни пуха, ни пера» на которое рекомендовалось отвечать «К черту!». Во все времена студенты также любили носить на экзамены амулеты, которые приносили бы им удачу. Это могли быть конспекты, любимая или «счастливая» вещь. В XIX в. в карман клали листочки с молитвой. Но самым распространенным стал «пятачок» в ботинке. Для получения пятерки, студенты клали под пятку в обувь монетки с цифрой 5 (копеек, реже рублей), которые принесла бы им заветное «отлично». Цифра пять была заветной – студенты считали удачным вытянуть один из первых пяти билетов или войти в аудиторию в первой пятерке сдающих.

    Ф.Л. Ратнер принимает экзамен, 1980-е гг.
    Ф.Л. Ратнер принимает экзамен, 1980-е гг.

    Зачетная книжка также была атрибутом, который влиял на удачу при сдаче сессии. Ведь именно в ней должна быть заветная оценка. Студентам не рекомендовалось показывать зачетку кому-либо и открывать её. Кто-то клал зачетку под подушку, кто-то в холодильник.

    Одним из самых «живучих» ритуалов, который существует и сегодня, стало призвание «Халявы». Во времена, когда я был студентом, в период зимней и летней сессии в полночь распахивались окна практически во всех домах и «высотках» Деревни Универсиады. Студенты с зачетками в руках три раза кричали «Халява, приди!». Эта традиция существует давно и не одно поколение студентов придерживается её.

    Фотография с официальной страницы группы вконтакте «Деревня универсиады», 2012 г.
    Фотография с официальной страницы группы вконтакте «Деревня универсиады», 2012 г.

    Но были и ритуалы, которые использовались студентами отдельных специальностей. Например, студенты Мехмата КГУ, перед экзаменами приходили с цветами к памятнику Н.И. Лобачевского или к его могиле на Арском кладбище, задабривая дух великого гения и получая от него благословение.

    Особое место в среде студентов занимали ритуалы посвящения. В 1890-х гг. в Казанском университете существовало студенческое общество «Троянская республика» для вступления в которое нужно было пройти испытание и занять соответствующее положение в иерархии. Так, студенты могли стать «папой» или «генералом». «Папой» выбирался студент, который мог выпить три аршина водки, «генералом» – если два. Рюмки ставились в ряд на нужную дистанцию. В связи со сложностью данной «задачи» (1 аршин ~ 177,7 см), должность «папы» была вакантной.

    У каждого факультета и даже у разных направлений были свои собственные ритуалы. Кто-то выезжал за город, где новоиспечённые студенты выполняли задания, знакомились с традициями, обычаями и фольклором. Кто-то проводил посвящение в общежитиях или городе. Главной целью ритуала было не только веселье, но и желание помочь первокурсникам влиться в студенческую жизнь и понять её устройство. Многие старшекурсники считали, что студентом становишься не после поступления, а после сдачи первой сессии.

    Посвящение в археологи ,1981 г., Биляр.
    Посвящение в археологи ,1981 г., Биляр.

    В рядах студентов также было принято отмечать «экватор». Считается, что студенты позаимствовали этот праздник у моряков, так как экватор по сути это нулевая широта, которая делит землю пополам. Пересечение экватора для моряков – особенное событие. Учеба в университете для студентов – это океан знаний, а сами студенты это моряки, и вот когда они доходят до середины срока обучения, то пересекают «экватор». Помимо экватора были и празднования «дня группы», «день рождения факультета» или профессиональные праздники, как например, день историка или геолога.

    Студенческие ритуалы и суеверия существуют и сегодня. Одни приходят на смену другим, а иногда старые традиции вновь становятся популярными. Богатая и насыщенная история Казанского университета наглядно доказывает, что даже 200 лет спустя университетские и студенческие традиции не забыты.

    Автор: А.И. Казаков.

    Предыдущая новостьСледующая новость