Музеи
Закрыть
Набережные Челны

    Шаманы и профессор Казанского университета

    В 1894 г. Николай Федорович Катанов (1862-1922 гг.) с семьей переехал в Казань и начал преподавать в Казанском университете. Один из ярких представителей российский науки и образования, этнограф, лингвист, музеевед, выдающийся российский тюрколог, он проводил обширные историко-этнографические исследования, занимался сбором разнообразных предметов традиционной культуры, фольклорных текстов, беседовал с местным жителями, проводил опросы. Стоит отметить, что Катанов придерживался правила – знание языка изучаемого народа. В 1899 г. ученый совершил поездку в Минусинский уезд Енисейской губернии для изучения быта и фольклора различных этнографических групп хакасского народа (бельтыров, сагайцев, койбалов и качинцев). Особое внимание он уделял шаманским обрядам.

    Н.Ф.Катанов с семьёй. Фотография из экспозиции Музея истории Казанского университета.
    Н.Ф.Катанов с семьёй. Фотография из экспозиции Музея истории Казанского университета.

    Шаманизм является традиционной формой мировоззрения многих народов Сибири и Дальнего Востока. Суть данного явления заключается в общении шамана с духами, находясь в состоянии транса (камлания). Камлание – это ритуал шамана для вызова духов и общения с ними, во время которого шаман входит в определенное состояние транса. Для шамана данное состояние – это «путешествие» в иные миры для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, обеспечение успеха промысла и т. д.

    Шаманские атрибуты: костюмы, бубны, колотушки, музыкальные инструменты, амулеты призваны помогать во время сложных ритуальных действий. К ним запрещалось прикасаться кому-либо, кроме самого шамана.

    Шаманская колотушка из экспозиции Музея истории Казанского университета.
    Шаманская колотушка из экспозиции Музея истории Казанского университета.

    Весь костюмный комплекс представляет собой образ вселенной в миниатюре. Шаманский костюм обвешан множеством металлических, тканевых и костяных подвесок – это вместилища духов и у каждого шамана их количество разное. Помимо костюма, главным религиозными атрибутами шамана является бубен с колотушкой. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Бубен – не просто музыкальный инструмент. Это важнейшее орудие культового действия.

    Шаманская колотушка (фрагмент) из экспозиции Музея истории Казанского университета.

    В качестве отдельного элемента можно выделить колотушку. В шаманских ритуалах она часто играла самостоятельную роль и иногда являлась первым атрибутом, который получал шаман. Шаманскую колотушку изготавливали из дерева. На поверхности колотушки, как и бубна, могли вырезать изображения различных животных или же выковывать их из металла и прикреплять к лопатке. Поверхность лопасти могла быть обклеена куском шкуры животного (например, медведя) или металла. В 1899 г. Н.Ф. Катанов привез из с. Синявино Минусинского уезда костюмный комплекс качинского шамана. Помимо костюма, среди предметов была шаманская колотушка. Её размеры 22 x 5,5 см. Она изготовлена из дерева, лопасть овальной формы обклеена металлом. На ручке имеется отверстие, в которое вдето кожаная веревка. Через веревку пропущено металлическое кольцо, на которое нанизаны тканевые подвески различной длины.

    В жизни многих народов, в том числе и хакасов, огонь использовался не только в быту в качестве источника тепла, защиты, света, но и как часть многих шаманских обрядов. Камлание некоторых из них начиналось с обращения к дух-хозяину огня. По традиционным представлениям хозяин огня является одним из самых могущественных духов на земле. Для добычи огня использовали огниво – простейшее приспособление, действующее по принципу удара камня о камень или металла о металл. Получаемые при ударе искры воспламеняют имеющийся трут (мох, кора дерева, трава и т. п.). Огниво, находящееся в экспозиции музея, привезено Н. Ф. Катановым из с. Аскыс Минусинского уезда в 1899 г. Предмет представляет собой небольшую сумочку (размеры 9,5 x 6 см) из темно-коричневой кожи, края окантованы металлом, на котором набит растительный орнамент. Клапан крышки сумочки закрывается на зацеп. Имеется небольшая металлическая петля на крышке и 2 пуговицы на обороте для ношения предмета с собой.

    Огниво из коллекции Музея истории Казанского университета.
    Огниво из коллекции Музея истории Казанского университета.

    Помимо бубна и колотушки, еще одним вспомогательным предметом при камлании является курительная трубка. Шаманы относятся к табаку и курительным принадлежностям как к особым предметам, их украшали, берегли. Табак хранили в специальном мешочке – кисете, который затягивался шнурком. Кисет шили из различных материалов: плиса, шелка, ситца и т. д. Поверхность украшали вышивкой, тесьмой, края могли быть украшены кистями из ткани, бусами. Кисет для табака, представленный в экспозиции музея, как и огниво, тоже привезен Н. Ф. Катановым из с. Аскыс Минусинского уезда. Кисет представляет собой длинный мешочек размерами 30 x 13 см темно-синего цвета, состоящий из трех частей. Верхняя и нижняя части сшиты из плиса, а средняя – из пунцового шёлка (в нее вшит шнурок, стягивающий кисет). Кисет расшит растительным узором из шелковых нитей. Вышивка выполнена столь искусно, что переходы цветов незаметны и создается впечатление переливающегося рисунка. Нижний край кисета снабжен шёлковыми кистями.

    Кисет из экспозиции Музея истории Казанского университета.
    Кисет из экспозиции Музея истории Казанского университета.

    С именем Катанова связано систематическое пополнение многих музеев Казани коллекциями народов северо-восточной части Российской империи, а научные труды ученого знакомят читателя с разнообразным миром тюркских народов.

    Приглашаем вас посетить Музей истории Казанского университета и Этнографический музей КФУ, чтобы воочию увидеть шаманские, ритуальные предметы.

    Автор: Фархутдинова А.

    Предыдущая новостьСледующая новость